История о щеточке

Музей, которого нет: фотоэкскурсия

 
Detailed_pictureПервое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).
Рисунки Веры Ермолаевой
© «Вита Нова»

Крупнейшая в мире частная коллекция мемориальных предметов, связанных с Даниилом Хармсом, принадлежащая издательству «Вита Нова», включает в себя рукописи Хармса и писателей его круга, личные вещи участников содружества «чинарей», издания произведений этих писателей и исследований о них, книги с автографами и маргиналиями Хармса, оригиналы иллюстраций, собрание журналов «Чиж» и «Еж». Надеемся, что в будущем коллекция станет основой музея Даниила Хармса, которого до сих пор нет в Петербурге. Мы продолжаем знакомить читателей Кольты с наиболее значимыми экспонатами будущего музея, с каждым из которых связана фантастическая и в то же время типичная история времен Хармса.

Стихотворение Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар». Первая публикация в журнале «Еж» (1928, № 1). Рисунки Веры ЕрмолаевойСтихотворение Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар». Первая публикация в журнале «Еж» (1928, № 1). Рисунки Веры Ермолаевой© «Вита Нова»

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

В коллекции издательства «Вита Нова» хранится экземпляр детской книжки «Иван Иваныч Самовар»: в 1930 году Госиздат выпустил одно из самых известных стихотворений Даниила Хармса отдельным изданием. На книге множество пометок: от штампа об участии в передвижном Музее-выставке по народному просвещению до отметки о списании из фондов Всесоюзной библиотеки имени В.И. Ленина. И наконец — запись рукой последнего владельца книги, литературоведа Владимира Глоцера: «Извлечено из пачки, отправляемой в утиль. ДДК, 29/II 1972 г.». (ДДК — это Дом детской книги в Москве, творческая лаборатория, основанная по инициативе Самуила Маршака и Корнея Чуковского. Почти в каждой книжке «Детгиза» встречалась просьба присылать отзывы о книге по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43, Дом детской книги.)

Первое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).<br>Рисунки Веры ЕрмолаевойПервое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).
Рисунки Веры Ермолаевой
© «Вита Нова»

В книге «Иван Иваныч Самовар», так же как и в первой публикации стихотворения в первом номере журнала «Еж», на рисунках изображен милейший старик с усами. Художник Владимир Стерлигов вспоминал: «Как-то раз, в 20-е годы, мы спускались по лестнице из квартиры Эндеров, где бывали поэты, писатели, художники: Заболоцкий, Матюшин, Хармс и многие другие. Вера Михайловна, опираясь на костыли, выходит последней, а я перед ней. Вдруг она мне говорит: “Посмотрите, посмотрите, как она лежит и шевелит усиками, "чуф-чуф!"” В маленькой нише у двери лежала щеточка для чистки ламповых стекол; только и всего. Все прошли мимо нее и ее не заметили, а Вера Михайловна увидела, что щеточка совсем живая. После чего через несколько лет я увидел эту щеточку в образе добрейшего старичка из книжки “Иван Иваныч Самовар” Хармса и сразу узнал ее. Вот как Вера Михайловна выносила из жизни в образы искусства незаметное для других».

Первое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).<br>Рисунки Веры ЕрмолаевойПервое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).
Рисунки Веры Ермолаевой
© «Вита Нова»

Вера Михайловна — это Вера Ермолаева, одна из самых талантливых учениц Казимира Малевича, один из основателей УНОВИСа, преподаватель Народного художественного училища, основанного в Витебске Марком Шагалом, в 28 лет сменившая Шагала на посту руководителя этого института. Ее прозвали «Витебской Джокондой» — при том что передвигалась она только на костылях: упав в детстве с лошади, она повредила позвоночник. Когда атмосфера вокруг Витебского училища сгустилась, Вера Ермолаева вернулась в Петроград, руководила лабораторией в Институте художественной культуры. Дочь художника Николая Тырсы вспоминала, что дети слышали приближение Ермолаевой к их классу в художествен­ной школе с того момента, когда она «вносила себя» в парадную и на костылях буквально «перетаскивала» себя с этажа на этаж.

Художественное объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Июнь 1922 года. Витебск<br>Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель.Художественное объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Июнь 1922 года. Витебск
Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель.
© «Вита Нова»

В юности Вера Ермолаева училась в Париже и Лозанне; в Петербурге — одновременно в художественной студии и Археологическом институте. Еще до витебского периода она основала книгопечатную артель «Сегодня», выпускавшую маленькими тиражами лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. В 20-е годы она продолжила работать в детской книге. Для многих художников и литераторов, в том числе Даниила Хармса, уход в детскую книгу был едва ли не единственным источником заработка и едва ли не единственной возможностью творческой свободы, поэтому советская эпоха — время невероятного расцвета искусства детской книги. Вера Михайловна иллюстрировала книги Хармса, Введенского, Шварца… Существовал проект создания художественной секции ОБЭРИУ — видимо, Даниил Хармс надеялся пригласить в эту секцию Ермолаеву. Она часто упоминается в записках Хармса, он не раз посещал ее квартиру на Васильевском острове. На этой квартире проходили «творческие вторники» и выставки, ставшие поводом для доноса. Запись в Ленинградском мартирологе Российской национальной библиотеки гласит: «Арестована 25 декабря 1934 г. Особым совещанием при НКВД СССР 29 марта 1935 г. осуждена как “социально опасный элемент” на 3 года ИТЛ. Отбывала срок в Карлаге. Тройкой УНКВД Карагандинской обл. 20 сентября 1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна 26 сентября 1937 г.»

В 1972 году, еще до реабилитации Веры Ермолаевой, в Ленинградском отделении Союза художников открылась ее персональная выставка. В своей книге о художнице Семен Ласкин пишет об «абсолютной гармонии соче­таний черного и белого» и еще — об афише выставки, предло­женной Владимиром Стерлиговым: черная лента обвивала годы рождения и смерти — 1893–1937. Эту афишу в Союзе не утвердили: на новой, уже не стерлиговской, даты жизни были успешно завуалированы.

Первое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).<br>Рисунки Веры ЕрмолаевойПервое издание книги Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» (М.; Л., 1930).
Рисунки Веры Ермолаевой
© «Вита Нова»

До нашего времени дошла небольшая часть наследия художницы: в основном работы, сохраненные семьей Марии Казанской, ученицы Веры Ермолаевой, арестованной вместе с ней, освобожденной в 1935 году и умершей в блокадном Ленинграде. В ИРЛИ находятся некоторые из стихотворных подписей Хармса к рисункам Веры Михайловны. Вышедшее в 1930 году тиражом 15 000 экземпляров отдельное издание «Ивана Иваныча Самовара» является нынче исключительной библиографической редкостью: советские книги для детей, особенно довоенные, вообще оставались в основном в государственных библиотеках и у наследников авторов и художников. Но все-таки работы Веры Ермолаевой, опубликованные в книгах, сохранились, и у нас есть возможность увидеть милого старичка, образ которого, так восхитивший Владимира Стерлигова, вырос из щеточки для чистки ламповых стекол.

При подготовке публикации использованы материалы из книг:

Даниил Хармс глазами современников: Воспоминания. Дневники. Письма / Под редакцией А.Л. Дмитренко и В.Н. Сажина. — 2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2021.

В. Шубинский. Даниил Хармс: Жизнь человека на ветру. — СПб.: Вита Нова, 2008.

С. Ласкин Роман со странностями. — СПб.: Блитц, 1998.

Каталог выставки «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение» в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского. — СПб.: Вита Нова, 2013.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249338
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420309
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886