3 октября 2016Литература
261

Свобода на ощупь

Андрей Завадский о книге «Музей 90-х: территория свободы»

текст: Андрей Завадский
Detailed_picture© Ирина Захарова / Colta.ru

«Сы-ы-ы-ы-ыр-р-р-р-р», — громко восхитился примерно шестилетний я, обнаружив дефицитный продукт в привокзальном магазине соседней с нашим городом деревни. Родители смутились, но сыра, кажется, купили. Так что первое мое воспоминание о 90-х — это вид сырного счастья. Воспоминание, в общем, довольное банальное: тех, кто пережил 90-е, такими историями не удивишь.

Главное достоинство вышедшей в «Новом литературном обозрении» книги «Музей 90-х: территория свободы» — разнообразие памятей о первом постсоветском десятилетии. Авторам и составителям книги Катерине Беленкиной, Илье Венявкину, Анне Немзер и Татьяне Трофимовой удалось сшить из разных голосов сложное лоскутное одеяло воспоминаний о 90-х, не преуменьшая ни удушающих экономических трудностей этого времени, ни происходящего в стране правового произвола, ни творившегося в головах людей кавардака. Напротив, в их книге скелет памяти о «лихих 90-х», отчасти основанный на живых воспоминаниях россиян, а во многом сконструированный государственной исторической политикой, — обрастает плотью, наращивает объемы, приобретает человеческие черты. Питательной средой, обеспечивающей эту метаморфозу памяти, выступают воспоминания о свободе, с которой советские граждане столкнулись после начала перестройки. Эта свобода порой обескураживала, иногда убивала, но часто — давала безграничные возможности изменить свою жизнь к лучшему. Созданное благодаря этим воспоминаниям «существо» уже не просто контрастирует с вязко-теплой путинской стабильностью — оно достойно серьезной публичной дискуссии.

Именно начало «внятного разговора» о 90-х и есть главная задача книги, которая продолжает онлайн-проект «Музей 90-х», созданный в 2014 году Фондом Егора Гайдара и COLTA.RU, и последовавшую за этим серию монологов на «Снобе». С тех пор интерес к осмыслению 90-х значительно вырос: помимо названных выше пространство для диалога о первом постсоветском десятилетии создается рядом других проектов. Прежде всего, открылся Ельцин Центр, который кроме музейной экспозиции сделал цикл радиопередач «90-е. Разрушение мифов» (совместно с «Коммерсантъ FM»), проект «Остров 90-х» (совместно с COLTA.RU) и многосерийный документальный фильм «Девяностые. От первого лица» (совместно с телеканалом «Дождь»). COLTA.RU провела несколько посвященных 90-м фестивалей: два в Москве и один в Екатеринбурге. Во многом 90-м посвящен проект «Последние 30»; осмысляют это десятилетие лекторы «Открытого университета» Михаила Ходорковского и др. Сказать, что все эти проекты и начатая ими дискуссия находятся в публичной сфере, наверное, нельзя — в строго хабермасовском смысле у нас и публичная сфера-то если и существует, то в весьма деформированном, кастрированном состоянии. Но то, что пространство для диалога создано, то, что дискуссия (пусть в протестном жанре, пусть в формате контрпамяти) началась, — неоспоримый факт.

© Новое литературное обозрение

Во многом это заслуга именно проекта «Музей 90-х», за что его создателям отдельная благодарность. Как и сайт, книга разделена на несколько «залов»: «Свобода слова», «Свобода выбора», «Свобода дела» и «Свобода быта». Большую часть текстов, имеющихся в книге, можно найти и на сайте. Но в печатном издании помимо нескольких новых материалов имеется один дополнительный «зал» — «Опыт свободы», собранный из записанных Анной Немзер монологов россиян, по-разному переживавших новую реальность. Представленные здесь истории — одна удивительнее другой.

Например, Лариса в 90-е обнаружила экстрасенсорные способности не только у себя, но и у своего мужа, «и если я — экстрасенс вполне качественный и добротный, то он — медиум уже высочайшего уровня». Другая Лариса, работавшая балериной в одном московском театре, вспоминает, как в начале 90-х им перестали платить зарплату: «И становится, извиняюсь, банально нечего жрать. Мы, конечно, все шуткуем, что балеринам жрать и не надо. Но все-таки иногда очень голодно». Роман рассказывает, как в 90-х работал у бандита Гриши семейным врачом и после двух покушений на работодателя предложил инсценировать его похороны. «Ну и все: похороны, гроб закрытый, жена в трауре. Жене особенно играть не пришлось, потому что она к тому моменту уже была на грани нервного срыва. Я этой схемой не только Грише жизнь спас, но и подправил им с женой отношения, сильно подпорченные. Два года он тихо просидел, не высовывался». Ника делится своей историей о перемене пола: «Вот с этого момента, если позволишь, я уже буду говорить о себе в женском роде, как и говорю в последние двадцать с лишним лет. Мне и так этот рассказ в мужском роде нелегко дался <…> Все-таки тут такое дело… сложное дело, все-таки да, я была этим парнем».

Эти и другие голоса придают объемность не только конструкту «лихих 90-х», но и интервью с экспертами (политологом Владимиром Гельманом, куратором и искусствоведом Виктором Мизиано, издателем Ириной Прохоровой, социологом Алексеем Левинсоном, фольклористом Александрой Архиповой и другими), составляющим основу книги. Эти истории позволяют приблизиться к опыту свободы других людей — опыту неизвестному, не растиражированному массовой культурой и потому не всегда понятному — и тем самым обнаружить в себе возможность мыслить свободнее, чем обычно.

Но даже не этот новый «зал» и не другие новые тексты придают книге дополнительную по сравнению с онлайн-проектом ценность. Прежде всего, прочитать столько текстов на сайте, ни разу не укорив себя за прокрастинацию, довольно трудно, а книгу можно проглотить за один вечер и без всяких угрызений совести. Но еще важнее то, что все эти воспоминания и свидетельства собраны под одной твердой обложкой и тем самым сопоставлены, соотнесены друг с другом. Этот тщательно собранный составителями книги пазл насыщен впечатлениями и фактами, позволяющими окунуться в 90-е, уйти от плоских мифов и начать-таки серьезное осмысление этого времени. Понятно, что пазл этот далеко не полный, но имеющихся контуров и деталей вполне достаточно, чтобы представить, куда думать дальше.

Остается, в общем, один вопрос: почему книга получила название «музея»? Несомненно, создатели онлайн-проекта и составители книги много размышляли на эту тему: обоснованию такого решения посвящено предисловие, об этом же, в частности, шла речь и на презентации книги в рамках фестиваля «Остров-1991» в августе. Называя книгу «музеем», авторы «сознательно — отчасти насильственно, отчасти играя» — создали «дистанцию, без которой невозможен разговор, основанный на рефлексии».

На мой взгляд, такая концептуализация работает на двух уровнях. С одной стороны, музей — это институт, традиционно занимавшийся коллекционированием и хранением артефактов. Тогда «музей 90-х» есть музей свободы, на которую можно посмотреть как на что-то далекое и диковинное. В этом смысле действительно возникает дистанция, позволяющая оценить прошлое со стороны, поиграть со смыслами и оттенками смыслов. Но, с другой стороны, сегодня все большее значение приобретают музеи памяти — музеи, по-новому работающие с прошлым и аудиторией. В таком музее больше внимания уделяется частной памяти, в нем много интерактивности и партиципаторности, а также непременно акцентируется связь с настоящим.

В книге «Музей 90-х: территория свободы» эта связь с настоящим периодически выходит на поверхность — как, например, в истории Василия, который в 90-х занимался производством и распространением пиратских видеокассет, а в последние годы торговал дисками. В приписке к его монологу сообщается: «С 8 на 9 февраля 2016 года — в “ночь длинных ковшей” — павильон Василия, как и многие другие торговые точки в Москве, был снесен. — Ред.» (с. 93).

В этом смысле книга, как и другие посвященные 90-м проекты, создает дистанцию, одновременно актуализируя прошлое. Она позволяет рефлексировать о свободе, прикасаясь к ней, пробуя ее «на ощупь» (как говорит одна из героинь книги). Это делает ее важным вкладом в превращение «музея 90-х» — музея свободы — из хранилища запылившихся артефактов в пространство, которое, возможно, свяжет 90-е с сегодняшним днем и тем самым актуализирует память о свободе в каждом из нас.

В конце концов, мое воспоминание о сыре сегодня вполне актуально.

Музей 90-х: территория свободы / Сборник; сост. К. Беленкина, И. Венявкин, А. Немзер, Т. Трофимова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415981
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886