25 сентября 2015Кино
338

«Любовь», самооборона, эктоплазма...

...а также Сокуров в Лувре, феминистки в чаще и все остальное, что вы обязаны посмотреть на «Послании к человеку»

текст: Алексей Артамонов, Андрей Карташов, Василий Корецкий, Денис Рузаев
9 из 16
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Советская власть плюс электрификация»Режиссер Николя Рей

    Журнал «Сеанс» устраивает на «Послании к человеку» конференцию «История кино как медиаархеология», в которой среди прочих умных и уважаемых людей (достаточно назвать Томаса Эльзессера, автора книг по истории и теории кино) примет участие и французский авангардист и пленочный алхимик Николя Рей. Недавно Рей был в России со своей последней на данный момент работой «Иначе, Молуссия», фильмом-иллюстрацией к одноименному роману-антиутопии философа Гюнтера Андерса. А теперь он расскажет о том, как устроена сеть независимых кооперативных кинолабораторий в Европе, и покажет свой фильм 2001 года «Советская власть плюс электрификация». Естественно, с оригинальной 16-миллиметровой пленки.

    В самом конце 90-х Рей решился на довольно радикальный художественный жест — двухмесячный киновояж по маршруту Париж—Киев—Днепропетровск—Москва—Новосибирск—Кемерово—Братск—Якутск—Магадан с 8-миллиметровой камерой под мышкой. Это отважное даже по нынешним временам путешествие было инспирировано семейной историей Рея (его отец был инженером, добровольно участвовавшим в постройке электростанции в Магадане) и стало чрезвычайно любопытным комментарием на полях истории большой. Отправляясь по следам своего предка, представителя предыдущего поколения ангажированных французских интеллектуалов, автор — сам марксист, пытающийся мыслить диалектически, — погружает себя в сложный клубок противоречий. Странствуя по постсоциалистической России, довольно дикой, но уже расцветающей рекламой линолеума и сетчатых колготок, Николя пытается выяснить свои личные отношения с призраком коммунизма, вычтенным из знаменитой формулы.

    К медиаархеологии «Советская власть плюс электрификация» имеет отношение самое непосредственное — все снято на просроченную советскую пленку «Свема», так что базис советской системы неразрывно связывается с самой фактурой киноизображения. Потом в подвалах парижской лаборатории L'Abominable путем длительных фотохимических манипуляций материал был переведен на 16-миллиметровую пленку и сложен в трехчасовое дневниковое эссе, состоящее из документальных съемок, аудиокомментария, записанного на диктофон во время поездки, и шепотом прочитанных за кадром текстов Ленина. Как и в «Молуссии», Рей тут работает на границе, точнее, на разрыве между текстом и изображением, вынуждая зрителя самому определять свою позицию, выстраивать связи между элементами фильма и находить свою точку зрения на то, что пробегает перед глазами. А пробегает оно медленно — снимал Николя со скоростью 8 кадров в секунду, экономя редкую пленку.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415993
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420319
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425554
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426893