«Пьяный гордый паренек про**ал любовь» — таким рефреном снабжен сингл с альбома с красноречивым названием «Малый повзрослел», который Макс Корж выпускает (в двух частях!) аккурат на пороге собственного тридцатилетия. Судя по этому рефрену, ко взрослой жизни малый действительно готов; по крайней мере, размышлять над тем, какой вклад в его мытарства и злоключения вносят его собственные недостатки, — умение, пока космически недостижимое для абсолютного большинства коллег исполнителя, — Корж (ну или, по крайней мере, его лирический герой) уже вполне в состоянии. Хроника беспечной юности от первого лица — формально все тот же материал, что и у всех прочих ребят, читающих рифмованные строчки под размеренный бит, — в исполнении Коржа приобретает две чрезвычайно важные характеристики. Во-первых, свой клуб Корж предпочитает держать максимально открытым: пока другие рэперы жонглируют названиями эксклюзивных дорогущих марок и всеми прочими возможными способами демонстрируют, что ведут образ жизни, который тебе не по зубам (и карману), Корж вполне рад куда более демократичным пространствам дворов, подъездов и тачек, где разворачивается ничуть не менее насыщенная жизнь. Во-вторых, его репортаж ведется уже все-таки с приличной авторской дистанцией: при всей показательно-простодушной искренности его лирики, ловко подчеркнутой таким же намеренно несложным, будто бы слепленным по-быстрому на коленке, звуком, автор в ней всегда мудрее героя. Песни Макса на «Малый повзрослел» — уже не дневники, но вполне рассказы с очень грамотно продуманной драматургией. Скажем, упоительный открывающий эпос «Вспоминай меня», посвященный истории противостояния с соседкой из-за громкой музыки через стенку, может, и заканчивается триумфальным заявлением «Ты меня победила, но тебе не победить хип-хоп», но у его автора уже достаточно опыта и смекалки, чтобы его собственный герой в этой истории тоже выглядел немножко гондоном. По-хорошему разболтанный и нарочито-простодушный хип-хоп о молодости, подразумевающий, что взрослеть — это хорошо и правильно; нам такой нужен, да.
Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 20247373Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 20248697Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202411748Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202412792Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202417031Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202418186Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202420050Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба
Ревизия и ее результаты