9 августа 2021Кино
66

Гид по MIEFF-2021

Эволюция киноглаз, 16-миллиметровые фильмы Натаниэля Дорски и новый Мэтью Барни

текст: Дарина Поликарпова
9 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Письмо горлице»© MIEFF
    «Письмо горлице» (2020)Режиссер Дана Кавелина

    Фильмом Даны Кавелиной международный конкурс MIEFF будто ставит точку в разговоре о доме — дома нет, вместе с некогда населяющими его существами он разложился, истлел как материя и идея. «Письмо горлице» — о Донбассе. Не об острие — точке пересечения политических интересов, — а о плоской поверхности места-тела, по которой растекается безнадежная боль. Письмо адресовано жертве — той, кто не действует, а страдает, превращается во всепринимающую пассивность. В этом фильме все помечено детским взглядом и детской рукой: титры, аппликации, истории, принимаемые на веру. О мертвых телах, которые нужно собрать в карманы и высадить в саду, как вишневые косточки. О девочке, которая долго носила цветы на могилу, а потом вышла за нее замуж. О том, что боевые заряды — это источники тепла и света, которыми «нерадивые дети Донбасса» перебрасываются друг с другом, чтобы согреться. Во многом сила «Письма горлице» (название этой уютно воркующей птицы тут постоянно рифмуется с Горловкой, местом ожесточенных боев между ополченцами ДНР и украинскими военными) — в самом письме, взрывном поэтическом тексте, который зачитывают за кадром несколько голосов. Голоса не прячутся, не стесняются собственной обнаженности, не защищают себя титрами и голосовыми помощниками. О фильме Кавелиной хочется писать так, как она сама понимает войну: как тотальность, без рассекающего анализа. Это сложно, ведь фильм как раз составлен из многих частей: там есть кадры старых лент, прославляющих индустриальный край, закадровый голос, молодые женские лица без глаз, распевы народных песен, YouTube-хроники идущей войны, коллажи, на которых вырезанные из газет лица плачут красными бумажными слезами. «Взрыв — это большой крик одиночества». Дополнить не получается.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247263
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412693
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418091
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419969