9 августа 2021Кино
66

Гид по MIEFF-2021

Эволюция киноглаз, 16-миллиметровые фильмы Натаниэля Дорски и новый Мэтью Барни

текст: Дарина Поликарпова
2 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Повсюду свет»© MIEFF
    «Повсюду свет» (2020)Режиссер Тео Энтони

    Потенциальный хит фестиваля, запрятанный в программе «Сколько длится настоящее», — «Повсюду свет», взявший специальный приз жюри за эксперименты в документалистике на «Сандэнсе». Дебютный документальный фильм Тео Энтони «Крысы» (2016) рассказывал о нашествии грызунов, попутно раскрывая секреты социальной сегрегации в Балтиморе, а с ним — и во всей Америке. Новое исследование тоже отталкивается от политической фактуры родного городка, куда проникают множащиеся «киноглаза» — нательные видеокамеры для полицейских, способные засвидетельствовать корректность их профессионального поведения, и система спутникового наблюдения, которая, по замыслу разработчиков, должна предотвратить уличные преступления. Но амбиции Энтони вновь масштабнее локальной истории. По методу Фароки он создает систему сложных диахронических связей, встраивая в медиаархеологическую традицию новые изобретения: телескопы, позволившие заметить «эффект черной капли», фоторужье Маре, голубиную фотосъемку. Фарокианским остается и центральный тезис: оптические технологии неразрывно связаны с оружием, военной историей и системами политического контроля (недаром за разработку новых портативных камер берется фирма Taser, до того выпускавшая знаменитые электрошокеры). Но особенность фильма Энтони, спасающая его от подозрений в эпигонстве, — в детализации этого тезиса. Автор избегает популистских осуждений, прежде разбираясь с главным вопросом: почему властные силы не хотят замечать непреодолимый разрыв между киноглазом и глазом человеческим? Вопреки надеждам Taser, камеры не превратить в дубликаты человеческой перспективы: они всегда видят и больше, и меньше того, кто их носит. Хоть камера и «всевидящий парень», «точка зрения Бога», к этическому пространству поступка она неизменно слепа — а для человеческого сообщества, даже в полицейском государстве, оно всегда останется ключевым.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247272
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412694
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418092
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419970