«Я стал значительно более русским, чем был все тридцать лет до этого»

Директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный — о том, что значит возглавлять ключевой для региона культурный кластер

текст: Ляля Кандаурова
Detailed_picture 

Красноярск все более заметен как одна из важнейших точек российской музыкальной жизни: только что в рамках Фестиваля Дмитрия Хворостовского там выступили Хуан Диего Флорес, Сергей Лейферкус и Анджела Георгиу, на Фестивале симфонических оркестров Сибири с региональными коллективами играли лауреаты и победители конкурса Чайковского разных лет, за пару недель в Красноярском театре оперы и балета были представлены премьеры опер Алексея Сюмака и Александра Маноцкова — все это вдобавок к традиционно впечатляющей музыкальной программе Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК).

— Свыше десятилетия вы занимались менеджментом оркестра «Виртуозы Москвы». В чем чувствуете фундаментальную разницу, работая тут?

— Масштаб. Невозможно понять нашу страну и культуру, не пожив и не поработав за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Это звучит забавно, но, проведя полтора года в Красноярске, я стал значительно более русским, чем был все тридцать лет до этого. Масштаб нашей территории — это давать концерты в городах Крайнего Севера, параллельно готовя выступления в Шушенском, почти в 2000 км к югу. Красноярский край — своего рода центральная ось России, и мне это кажется очень символичным. Работа в регионе не лишена своей романтики: создавать условия для концертной жизни в самых неожиданных местах, где в принципе нет концертных залов, — задача не из легких. Например, этим летом Красноярский академический симфонический оркестр впервые за 10 лет выступал на набережной старинного Енисейска, а в Норильске, где полноценный оркестр не был уже лет 15, удалось запустить настоящий музыкальный фестиваль. Для меня главное, что такого рода культурное подвижничество находит отклик как у слушателей, так и у партнеров (представителей бизнеса и государства), часто готовых помочь с воплощением смелых проектов. Сам Красноярск, к удивлению многих, незнакомых с Сибирью, живет бурной культурной жизнью. Не перестаю повторять, что Красноярская филармония на сегодня — крупнейший музыкальный кластер за Уралом: 4 концертных зала, 1300 концертных мероприятий в год и более 320 000 зрителей! Приезжему стоит только чуть-чуть углубиться в афишу, чтобы понять, что разнообразие культурного досуга здесь очень велико. Имена артистов, выступающих на наших сценах, известны и на уровне России, и за рубежом.

— Сейчас были проведены два фестиваля, каждый из которых сам по себе мог бы создать ядро концертного сезона в регионе; в Красноярске хватает ресурсов и публики на то, чтобы такие события происходили одновременно?

— Красноярск действительно активно стремится быть заметным на карте музыкальной России. Руководство края с большим вниманием относится к сфере культуры в целом и к академическому музыкальному искусству в частности. Без личной поддержки губернатора и правительства края масштабные мероприятия уровня Фестиваля Дмитрия Хворостовского были бы в принципе невозможны. Было приятно делиться с прессой сравнением: билет на сольный концерт Хуана Диего Флореса в Европе стоит порядка 50 евро, а красноярцы имели возможность посетить этот концерт в среднем за 450 рублей. Многие слушатели специально звонили в кассы филармонии, уточняя, тот ли это самый Хуан Диего Флорес. Фестиваль Дмитрия Хворостовского получился полноценным международным культурным событием! Для меня особенно важно, что Красноярская краевая филармония приняла в своих залах всю концертную программу — а это семь из десяти заявленных событий. В общей сложности нас посетили 8500 гостей, а общее число слушателей перевалило за 10 тысяч. И это только проданные билеты, не говоря уже о зрителях международных и региональных интернет- и телетрансляций.

Второе событие — Фестиваль симфонических оркестров Сибири — было направлено на активизацию именно внутрирегиональной, сибирской, концертной практики: пять концертов четырех разных симфонических коллективов с молодыми солистами — лауреатами конкурса им. П.И. Чайковского. Фестиваль был замечен, востребован и прекрасно принят, несмотря на то что по времени проведения два больших события совпали. Идея объединять музыкальную Сибирь мне кажется важной, поскольку Сибирь сама по себе — особенное культурное пространство, полноценный концертный рынок, интересный партнерам в России и за рубежом. Представляя возможности Красноярской филармонии на международных конференциях — таких, как IAMA в Европе или ISPA в США, — я сталкиваюсь с неподдельным интересом со стороны представителей иностранных концертных организаций, звукозаписывающих компаний, артистических агентов, желающих начать сотрудничество с новой, во многом неизвестной для них территорией.

Красноярская краевая филармонияКрасноярская краевая филармония

— C чем он связан?

— Музыкальная культура Сибири интересна не только своим богатым содержанием, но и флером загадочности, обусловленным информационным вакуумом. К сожалению, культурная жизнь регионов практически не попадает в федеральную информационную повестку. Посмотрите: как часто на том же телеканале «Культура» можно увидеть концерт, проходящий не в Москве или не в Санкт-Петербурге? Пока я работал в здании Московского международного Дома музыки, мне тоже казалось, что афиша нашей страны исчерпывается концертами двух филармоний и консерватории. Опыт работы в Красноярске показал, насколько бурным, качественным и новаторским может быть то, что происходит в региональном центре, — а таких центров в России много. Для иностранцев Сибирь — это, в принципе, терра инкогнита, окруженная нелепыми стереотипами. На международном музыкальном рынке (именно в области академической музыки) существуют только две российские столичные точки, консерватории, коллективы и концертные залы в которых являются знаком качества. Сейчас одной из своих сверхзадач я вижу продвижение концертного рынка Сибири в качестве альтернативной площадки для культурного обмена, неожиданных коллабораций, гастрольных туров и просто дружелюбного пространства для плодотворной работы.

— В прошлом году вы получили правительственный грант?

— Да, это был первый крупный правительственный грант для Красноярской филармонии. С прошлого года мы активно занимаемся поиском альтернативных источников финансирования для своих творческих инициатив. Этот грант составил порядка 4 млн 700 тысяч рублей и был выдан на конкретный проект — Фестиваль симфонических оркестров Сибири. Многие сибирские филармонии тогда представили достойные проекты, прошедшие конкурсный отбор. Отличие нашей заявки заключалось в том, что привлеченные средства предназначались не на сугубо красноярский, а именно на общесибирский, объединяющий музыкальный смотр. Я надеюсь, это создаст прецедент для моих коллег — директоров филармоний, которые захотят подхватить эстафету такого проактивного сотрудничества и станут новыми катализаторами регионального культурного обмена. За время фестиваля залы Красноярской филармонии посетило более 300 оркестровых музыкантов. Исторически это первый такой опыт в Сибири; более того — за всю историю филармонии пока не было случая, чтобы в одном здании сразу находились три разных симфонических коллектива в течение одного дня! Конечно, для моей команды это были невероятные организационные хлопоты — от банальной нехватки гримерок и времени в репетиционных залах до очень жесткой логистики, но погружение в атмосферу оркестрового товарищества, шутки, разговоры, подглядывание за репетициями друг друга, общение музыкантов — все это бесценно. Это именно то, к чему мы стремились, — и я счастлив, что этого удалось добиться.

Мне нравится думать, что смысл моей работы — в хаосе творчества создавать структуру порядка.

— Что вы стремились поменять в работе филармонии, войдя в должность?

— Мне нравится думать, что смысл моей работы — в хаосе творчества создавать структуру порядка. Это крайне увлекательно: превращать тщательно спланированное во что-то абсолютно реальное! Для начала мы постарались шагать в ногу с профессиональным филармоническим сообществом и уже 1 февраля анонсируем основные абонементы на следующий музыкальный сезон. Чтобы получать в афишу громкие имена и лучшие исполнительские силы не по остаточному принципу, а самостоятельно выбирая интересные нам программы, приходится проводить переговоры сильно заранее. Второе направление — это создание имиджа филармонии как организации серьезной, имеющей собственную корпоративную культуру; формирование внутри нее команды единомышленников, которые разделяют основополагающие для меня ценности: прозрачность процессов, понятность и логичность действий, понимание нашей миссии по предоставлению качественного художественно-музыкального продукта всем жителям — не только Красноярска, но и всего Красноярского края. Серьезно, я счастлив, когда вижу увлеченных и вдохновленных людей, с энтузиазмом идущих на работу!

Будучи системным человеком и находясь во главе краевой государственной организации, я понимаю, что должен отвечать ожиданиям культурной политики страны. Она поддерживает академическое искусство и нацелена на его развитие. Таким образом, максимальный акцент мы делаем на три базовых филармонических коллектива: это симфонический оркестр, оркестр народных инструментов и ансамбль танца. Наш сезон строится по абонементной системе; разумеется, учитываются гастроли, поскольку развитие коллективов без этого невозможно по определению. Так, например, симфонический оркестр планирует турне в США зимой 2020 года, сейчас мы в процессе преодоления бюрократических формальностей; тур должен составить 33 концерта. В декабре нас ждет московский концертный зал «Зарядье», где оркестр под управлением Владимира Ланде выступит с Дмитрием Маслеевым и представит программу, которую этим летом мы уже записали в Красноярске для студии «Мелодия»; релиз диска будет приурочен к дате нашего выступления. Ансамбль танца Сибири уже сейчас находится в американском турне, по возвращении — выступление в Москве, во МХАТе им. Горького, а после — очередная поездка (Китай); в 2020 году череда гастролей захватит Польшу и Францию. Гастрольная карта нашего «творческого актива», разумеется, включает и Россию. Недавно из двухнедельного турне по Дальнему Востоку вернулся Красноярский филармонический русский оркестр.

Мы очень активны, однако понимаем, что насытить сам Красноярск одной только классикой не представляется возможным; нужно трезво подходить к этому, понимать, что наша аудитория очень разная по возрастному составу, уровню образования и предпочтениям. Поэтому мы развиваем наши залы и как коммерческие концертные пространства. Подобная художественная политика — это не хорошо и не плохо, это реалии краевой музыкальной жизни. Мы всегда рады видеть в наших залах гостей с любыми художественными предпочтениями. Более того, мы ставим перед собой цель сделать человека, раз посетившего наше здание, постоянным посетителем и всякий раз склонять его выбор в пользу все более сложного, интеллектуально насыщенного музыкального продукта.

© Красноярская краевая филармония

— Каков средний возраст посетителя филармонии?

— Мы видим, что средний возраст наших гостей — 30–40 лет, и я считаю, что это большое достижение! В залах появляются новые лица — и это победа. Наши специалисты используют современные каналы коммуникации, очень большое внимание уделяем интернет-продвижению, таргетингу, работе с группами в социальных сетях — но не в формальном ключе, как это бывает, а с очень практичным уклоном. Оценивается эффективность каждого потраченного на рекламу рубля. Мы уделяем внимание качественному контенту, снимаем видео, стараемся быть изобретательными и практичными в упаковке творческого продукта, чтобы сделать его заметным. К сожалению, не все отечественные концертные организации могут позволить себе полноценный анализ своей аудитории. Но для меня этот вопрос принципиальный — мы работаем как настоящая корпорация, понимая, что и кому мы предлагаем. У нас есть полноценный отдел маркетинга, где мы растим собственных аналитиков: ведь «готовых» экспертов из этой области в сфере культуры практически нет.

— Каким будет музыкальный сезон в Красноярске после двух фестивалей?

— После двух таких мощных музыкальных событий хотелось бы отдохнуть, но нет — на днях в рамках КРЯКК приезжали Российский национальный оркестр и блистательная Юлия Лежнева; также уже вышли в продажу два концерта Дениса Мацуева — клавирабенд и вечер с оркестром. Мне особо хочется подчеркнуть, что Денис Мацуев в этом году откроет придуманный мной фестиваль «Норильские музыкальные сезоны» — один из самых северных музыкальных фестивалей мира. И я очень признателен Денису Леонидовичу за смелость и определенную долю авантюризма: поверьте, открывать для себя Крайний Север в декабре — это настоящее приключение. Еще весь город ждет новогоднего концерта — любимой красноярцами традиции! В последних числах декабря наступает тот редкий момент, когда билеты на академический концерт интересуют не только поклонников музыки, но и спекулянтов. Начало 2020 года урожайно не только на гастроли наших коллективов — именитые гости ожидаются и в Красноярке: фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» с детскими и взрослыми концертами, мастер-классами от «Виртуозов Москвы»; разумеется, Транссибирский арт-фестиваль во главе с Вадимом Репиным, для которого Красноярская филармония является важнейшим региональным партнером (сам фестиваль зародился в Новосибирске, но вторая по масштабу часть российской программы проходит у нас).

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249334
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415977
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420307
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425539
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426884