Конкурс у БФМ всегда был только зрительский, но в этом переломном году решили устроить open call. На него прислали больше полутора тысяч профессиональных и студенческих заявок, из них было выбрано почти 200 русских и зарубежных фильмов, сложившихся в два равноценных конкурсных блока; так БФМ перешел в разряд профессиональных смотров анимации.
В российском конкурсе семь подборок — так много новой отечественной анимации на БФМ не было никогда. Подборки традиционно делятся по возрастам, но в этом году особенно много фильмов 18+; кажется, наша анимация взрослеет. Конечно, в программе есть хиты, которые успели показать весной на Суздальском фестивале прямо перед локдауном, включая получившую там Гран-при «Хозяйку Медной горы» Дмитрия Геллера и лидера профессионального рейтинга — фильм «Боксбалет» Антона Дьякова.
Среди студенческих фильмов — фантастический «Голый» Кирилла Хачатурова, взявший в этом году главные студенческие награды всех анимационных фестивалей (как говорится, «Большого шлема») — Анси, Загреба и Оттавы, чего, кажется, раньше ни с кем не случалось. Но есть и много фильмов, которых еще никто не видел. Из мировых премьер БФМ особенно отметим две.
«Ба» Светланы Филипповой, одного из самых известных и признанных в мире сегодняшних российских режиссеров анимации, — автобиографическое кино о детстве, строгой бабушке и опере «Мадам Баттерфляй». И крошечный новый фильм Ивана Максимова, отсылающий к его хиту 1989 года «Слева направо», с отличным названием «На хрена мы идем кто?» и таким синопсисом: «Все куда-то пиндюрят с разной скоростью — кто-то сам по себе, кто-то за авторитетом...»
В российском конкурсе профессиональные фильмы перемешаны со студенческими, впрочем, и в самих фильмах иногда все смешано. Одна из самых ожидаемых премьер — новый парадоксальный и чувственный фильм Леонида Шмелькова «С видом на море», но он значится как студенческий, поскольку это его диплом в магистратуре Эстонской академии художеств, которую Шмельков окончил в прошлом году.
Зарубежный конкурс полон сюрпризов, в нем тоже много талантливого студенческого кино и очень широкий географический разброс: от Великобритании и Франции (у них больше всего фильмов в конкурсе) до Грузии или Коста-Рики, где анимации снимается мало. Но фильмов, которые уже успели засветиться на фестивалях этого года и даже наполучать призов, в программе тоже хватает. Например, поэтическое кино о ревности мальчика к любовнику матери «И вот медведь» француженки Агнес Патрон.
Или фильм «Просто парень» Шоко Хары из Германии — по-панковски грубоватая и ироничная документальная история о девушках, переписывавшихся со знаменитым насильником и убийцей Ричардом Рамиресом, когда он был в тюрьме. Этот фильм только что получил Гран-при в Оттаве.