26 июля 2021Искусство
135

Греза как метод

Немного о сновидческом социально-художественном проектировании

текст: Дмитрий Безуглов, Илья Будрайтскис, Ангелина Бурлюк, Илона Войтковская, Мария Дмитриева, Дина Жук, Елена Ищенко, Николай Спесивцев, Настя Дмитриевская, Даша Юрийчук
3 из 4
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© «Радикальные грезы»
    Неолиберализация

    Бурлюк: Когда мы думали про институции будущего, я воображала городские общественно-художественные советы с обязательной ротацией, куда могут входить не только руководители музеев, библиотек, вузов и союзов художников, но и, например, независимые акторы культурного процесса. Здесь, как мне кажется, важна способность участников формировать запрос от имени сообществ, а не только согласовывать предлагаемые чиновниками решения. Такие советы — это инструменты для большего участия людей в городской политике, собираемые, скорее, как площадки для дискуссий, дебатов и поиска общего языка и оснований коллективной работы.

    Другое дело, что это мечта о какой-то Агоре, которая придет на место публичных институций современного искусства, напрямую зависящих от частного капитала, или вымышленных советов. В данном мне варианте реальности, как мне кажется, мы будто играем в установку другого ценностного режима, но на чужом поле. Ресурсы и власть концентрируются в руках монополистов, и сложно сказать, каковы эти гибриды, частные они или государственные. Есть «Газпром», «РЖД», Роскосмос, Росатом. А есть условный Россовриск. Большие игроки захватывают публичное поле, лоббируют законы, определяют стандарт и формы гражданской добродетели. Например, что такое инклюзия, какова ее значимость и каким языком ее описывать, кто попадает в поле поддержки. Отличные же от этого практики вынуждено встраиваются в существующий дискурс или маргинализируются и исчезают.

    Помимо этого существуют и более универсальные механизмы неолиберализма, которые работают в глобалистской системе искусства. Художники-активисты, небольшие музеи, кунстхалле в момент эрозии общественных институтов пытаются взять на себя функции социальной заботы. Но система искусства так устроена, что эти практики всегда приписываются конкретным людям, превращая «заботу» в проекты и личный символический капитал, переформулируя общественную работу в терминах карьеры.

    Будрайтскис: Может, нам назвать это самокапитализацией?

    Бурлюк: Не ставлю этот процесс никому в вину — так работает система. То же в связи с наделением статусом автора: проект делает много людей, начиная с ассистентов, бухгалтеров, волонтеров, но система устроена так, что авторство приписывается в итоге художнику, куратору, комиссару и так далее.

    Будрайтскис: Это очень важное замечание, и оно в целом относится к культурному производству. Я еще хотел коснуться вопроса о гибридной неолиберализации и о понятии публичного. Есть такое распространенное сегодня в России определение — государственно-частное партнерство в социальной сфере. Интересно, что понятие «публичное» здесь начинает маскировать то, что обычно называли государственно-частным партнерством. Когда говорят, что что-то публично, подразумевается лишь, что это не находится на полном государственном финансировании, а зависит от частных вложений. То есть «публичное» — это то, за что государство не несет полной финансовой ответственности. Таким образом, мы имеем дискредитирующую экономизацию понятия публичного, которая лишает его изначального значения.

    Ищенко: Мне кажется, Ангелина, скорее, говорит про личность против коллективности, командности. Про неолиберальность, где важнее индивидуальная карьера, чем коллективная деятельность. Может, точнее называть это сообществом?

    Бурлюк: Неизбежно создается какой-то бренд. Личный, связанный с конкретным именем и статусом человека, либо бренд, связанный с коллективом, институцией. Что само по себе не абсолютное зло: самокапитализация помогает выживать и находить ресурсы. Это парадокс, связанный с либеральным консенсусом вокруг интеллектуальной собственности. Вы делаете общественно значимый культурный проект, он не ваш, он для всех, но потом, когда проект попадает в систему искусства, на нем ставится копирайт.

    Будрайтскис: Это важный момент, потому что, как мне кажется, большинство независимых коллективов переживало внутренние конфликты и разрушалось, когда сталкивалось с вопросом, кто будет «лицом», на кого будет заключаться договор и т.п. Можно вспомнить десятки историй о том, как самоуничтожались такие инициативы на протяжении двух последних десятилетий. Мне кажется, здесь проблема в том, что внутри таких инициатив есть иллюзия создания параллельного альтернативного пространства, которое не маркетизировано, не подчинено никакой рыночной логике, там все общее и построены квазикоммунистические отношения. Однако продукт, который эта инициатива производит, все равно включен в рынок. Эти всепроникающие рыночные отношения искажают изначально альтернативное нерыночное содержание, которое в этих группах присутствует. Как мне кажется, идея, что инициатива создает свое коллективистское нерыночное пространство, — во многом опасная иллюзия. Может, честнее было бы изначально оговаривать те отношения, которые связывают участников этих пространств с внешним миром.

    Ищенко: Но, с другой стороны, когда у тебя нет этого личного бренда, тебе сложнее добывать ресурсы.

    Бурлюк: Виртуозный Шива. Одной рукой «строил карьеру», другой ее же подрывал.

    Дина Жук: Еще, мне кажется, нужно попробовать поговорить про проблему нехватки ресурсов для политического воображения. Институции, самоорганизованные и нет, зачастую дублируют рыночные модели. На мой взгляд, это часто происходит неосознанно и вынужденно — просто на воображение, как можно было бы сделать все по-другому, не хватает внимания и поддержки: все ресурсы уходят на выживание.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897