Когда я написал курсовую, посвященную творчеству моего дедушки (это был, кажется, 2010 год), мы с братом решили издать ее в виде книги, чтобы подарить дедушке на день рождения. Тогда же я попросил деда написать воспоминания, может, какие-то комментарии к его проектам. Некоторые очень интересные тексты я нашел, разбирая его архив, — например, воспоминания о Леонидове. Эти материалы также вошли в книгу. Макет, подготовка иллюстраций, печать — все это делал мой брат Ваня. Предлагать текст какому-то издательству я не думал: тогда исследований по русской архитектуре второй половины XX века почти не было, мне казалось, что вряд ли кто-то возьмется издавать мою работу. Ситуация с научным осмыслением советского модернизма изменилась только в последние несколько лет: сейчас он активно изучается, появляются новые специалисты, проводятся конференции.
Хотя для меня в первую очередь это было семейным делом — хотелось порадовать дедушку, я не терял надежды как-то ввести его архив и в научный оборот. Я публиковал кусочки своей работы в Живом Журнале, потом попытался выступить с докладом на конференции, после которой должна была быть публикация, но это не сложилось. Потом мне удалось договориться, чтобы некоторые дедушкины листы взяли на выставку. Это был проект «Шоссе Энтузиастов» в Венеции, организованный фондом V-A-C. Моя хорошая подруга там работала, и я ей предложил посмотреть его работы, поскольку они соответствовали тематике выставки. Я приглашал в гости к дедушке Сергея Хачатурова, потом Ольгу Казакову, исследовательницу советского модернизма. Наконец возникла идея передать архив в Музей архитектуры, что и удалось сделать благодаря Марку. В прошлом году ко мне обратилась сотрудница Музея истории города Байконур Галия Искакова с просьбой предоставить фотографии дедушкиных проектов, сделанных им во время работы над генпланом города, — они были показаны на выставке «Летопись Байконура продолжается».
Описать этот материал как новый и значимый по-прежнему трудно, потому что архитектурная графика 60-х продолжает оцениваться сегодня как приложение к постройкам, как бросовый материал. Но мой дедушка всегда пытался ко всем проектам подходить творчески: не строить инженерные здания, а именно создавать архитектурные образы. Архитектура 1960-х — 1980-х строилась на жестких ограничениях и не позволяла автору быть свободным — была номенклатура изделий, исходя из которой надо было собирать здание, как конструктор. Постепенно дедушка стал больше заниматься не жилым, а промышленным строительством, в котором было больше возможностей. Кроме того, параллельно с архитектурой он всегда немного занимался живописью, графикой, деревянной скульптурой; думаю, это помогало ему вести творческие поиски, которые потом претворялись в архитектуре. В живописи и графике он, конечно, остается архитектором.