30 июля 2014Colta Specials
350

ВДНХ возвращается

Гид по главному парку советского периода. История строительства и реконструкций ВДНХ на примере семи примечательных экспонатов

текст: Мария Силина
4 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureПавильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1939
    3. Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства» — «Машиностроение» — «Космос»1939—1956—1963

    Правилом художественного оформления выставок, начиная с самого зарождения международного выставочного движения в 1851 году (Всемирная выставка в Лондоне), стала ориентация на богатство, выразительность и фантазийность оформления. Зритель должен был погрузиться в мир достижений, новинок, невиданных аттракционов и развлечений. Внешний вид фасадов был призван свидетельствовать об их назначении. Ярким примером тому служит вид павильона «Механизация» 1939 года (авторы арх. В.С. Андреев и И.Г. Таранов). Он олицетворял самые необходимые и насущные в 1930—1950-е направления — механизацию и электрификацию сельского хозяйства (на тот момент с преимущественно кустарной обработкой земли). Архитекторы создали гигантский ангар, в котором демонстрировалась новейшая техника. Однако в конце 1930-х легкая конструкция эллинга уже обросла компромиссными, выполненными в цементе неоклассическими фигуративными рельефами на парапетах. Перед павильоном установили гигантскую скульптуру И.В. Сталина авторства С.Д. Меркурова, которая к 1939 году представляла собой уже растиражированную вещь (первый вариант, 1937 года, установлен на Канале имени Москвы).

    Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954

    К 1954 году внешний облик павильона, изначально имевшего объем и размеры, намного превосходящие соседние павильоны, сильно изменился. Конструктивное перекрытие ангара было закрыто фасадом с обилием лепнины и изобразительными рельефами, добавился купол.

    Павильон «Космос». 1960-еПавильон «Космос». 1960-е

    Павильон явился, по сути, метафорой происходивших в стране начиная с 1930-х годов изменений: если конструкция образца 1939 года еще как-то обыгрывала одну из авангардистских идей о красоте машинных форм, то к 1954 году павильон своей эклектичной пышностью, чрезмерностью декора и вычурностью силуэта стал напоминать восточные дворцы. Позже, в 1969 году, к этому павильону, ставшему с 1963 года павильоном «Космос», вместо гигантской статуи Сталина поставили ракету «Восток».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416260
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421437
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423121