30 июля 2014Colta Specials
350

ВДНХ возвращается

Гид по главному парку советского периода. История строительства и реконструкций ВДНХ на примере семи примечательных экспонатов

текст: Мария Силина
2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureВСХВ 1939 года. Главный вход
    1. Главный вход1939—1954

    Первоначально на выставке 1939 года Главный вход располагался на севере территории. Это была легкая садовая арка с рельефами и лепниной, раскрашенная под золото (арх. Л.М. Поляков, ск. Г.И. Мотовилов). Вход задавал движение не по центральной оси, а под углом, создавая живописные ракурсы и прогулочный характер движения посетителей (гл. архитектор В.К. Олтаржевский).

    Современный Главный вход (с 1954 года)Современный Главный вход (с 1954 года)

    Вместо этого живописного расположения павильонов 1939 года в 1954 году в русле поиска национальной социалистической классики движение выпрямили по оси, для чего перенесли Главный вход. Были заложены симметричные площади, обескураживающие своей величиной (архитекторы А.Ф. Жуков, Р.Р. Кликс). У нового Главного входа поставили триумфальную арку, а на пилонах изобразили персонификации социалистического труда.

    Скульптурная группа «Тракторист и колхозница». Площадь Колхозов. ВСХВ. 1939Скульптурная группа «Тракторист и колхозница». Площадь Колхозов. ВСХВ. 1939

    Обращает на себя внимание венчающая арку группа — эмблема выставки — «Тракторист и колхозница». В 1939 году эта железобетонная статуя первоначально венчала башню Главного павильона. И хотя «инженерная идея башни заключалась в том, чтобы показать прочность, стройность и легкость деревянной конструкции», ради этих изваяний ее пришлось укрепить металлическим каркасом [1]. Изящество конструктивных решений вытеснялось ради наглядных в своей тяжеловесности статуй. К 1954 году композицию группы лишь слегка изменили и для пущего богатства облицевали смальтой золотого цвета (А. Антропов, С. Орлов, И. Слоним, С. Рабинович, Н. Штамм).

    Скульптурная группа «Тракторист и колхозница». 1954Скульптурная группа «Тракторист и колхозница». 1954

    Для художественной организации выставки как 1939-го, так и более поздних годов были характерны несогласованность работ и ничем не оправданный выбор художников. Вот и для выполнения скульптурной группы были выбраны практически ничем более не проявившие себя скульпторы Р.Н. Будилов и А.А. Стрекавин. Они, безусловно, опирались на композицию «Рабочего и колхозницы» В.И. Мухиной, если судить по порывистому движению вперед тракториста и колхозницы. Неудивительно, что и в 1939-м, и в 1954-м критики недоумевали, почему не позвали саму Мухину для выполнения главной эмблемы гигантской выставки. Ответ был прост. Вся вторая половина 1930-х отличалась крайней интенсивностью художественной жизни. Престижные международные выставки шли одна за другой, на другие мероприятия маститым скульпторам банально не хватало времени. Тем не менее главная работа Мухиной все-таки оказалась на ВСХВ.


    [1] Выставочные ансамбли СССР. 1920—1930-е годы. — М., 2006. С. 177.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416260
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421437
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423121