30 июля 2014Colta Specials
350

ВДНХ возвращается

Гид по главному парку советского периода. История строительства и реконструкций ВДНХ на примере семи примечательных экспонатов

текст: Мария Силина
3 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureПавильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937
    2. В.И. Мухина. Рабочий и колхозница1937—1939

    Именно на Сельскохозяйственной выставке расположилось, пожалуй, самое известное произведение всей советской эпохи — скульптурная группа «Рабочий и колхозница». Статуя была создана для павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года. Это была новаторская, абсолютно беспрецедентная по технике и срокам исполнения скульптура из нержавеющей хромоникелевой стали. Сразу же после триумфа Мухиной в 1937-м статую было решено перенести на ВСХВ.

    «Рабочий и колхозница» у Северного входа ВДНХ. 1970-е«Рабочий и колхозница» у Северного входа ВДНХ. 1970-е

    С нее началась череда переносов артефактов на выставку, которая, кажется, не закончилась до сих пор (последней акцией такого рода стал перенос макета космического корабля «Буран» с ЦПКиО на ВДНХ в июне 2014-го). При обсуждении будущего местоположения «Рабочего и колхозницы» в 1938 году было высказано опасение, что гигантская и очень экспрессивная по своему движению и силуэту группа «убьет» грандиозный по масштабам ансамбль [2]. Тогда ее поставили по оси Главного (ныне Северного) входа на слишком низкий постамент, словно это не ключевой монумент эпохи, а массовая цементная скульптура в заштатном городском парке. Пренебрежение авторскими масштабами проекта было продиктовано обычной для организации этой выставки спешкой. В итоге вместо компромиссного 30-метрового пьедестала (в оригинале — 34 м) времени хватило на создание лишь 10-метрового.

    «Рабочий и колхозница». Современный вид«Рабочий и колхозница». Современный вид

    В таком виде группа простояла до 2003 года, после чего она была отвезена на реконструкцию и в 2010-м вновь вернулась на ВВЦ. Однако и на сей раз в авторский эскиз павильона-постамента были внесены произвольные изменения, а высота так и не была доведена до оригинальной. После реконструкции в 2010 году вписать группу в ансамбль выставки также не удалось.


    [2] Выставочные ансамбли СССР. 1920—1930-е годы. — М., 2006. С. 180.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416260
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421437
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423121