Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
8 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureВыступление египетской певицы Умм Кульсум. 1967© BBC
    7. Тараб

    Придя на концерт арабской классической музыки, европейский слушатель, должно быть, сильно удивится. Публика будет бурно и непосредственно реагировать на происходящее, одобрительно хлопать и кричать «Аллах!», всячески выражать музыкантам свое восхищение — даже в середине пьесы. Все дело в том, что вне зависимости от жанра в арабской традиции принято налаживать особого рода коммуникацию между исполнителями музыки и аудиторией. Истинно ценна только та музыка, которая помогает достичь состояния наивысшего эмоционального переживания — тараба (в переводе с арабского «восторг», «экстаз»). Тараб достигается тогда, когда исполнителю удается продемонстрировать глубину музыки с высочайшим мастерством, само произведение выразительно и утонченно, а слушатель способен оценить это все по достоинству. Именно из-за необходимости прийти к тарабу композиции порой развиваются очень неспешно.

    Истинно ценна только та музыка, которая помогает достичь состояния наивысшего эмоционального переживания, — тараб.

    Певцам и музыкантам нужно время, чтобы разогреться и достичь внутренней гармонии (салтана) — только в этом состоянии они могут выдать максимум, на который слушатели отреагируют тарабом. Совместный многочасовой экстаз от музыки — главная цель исполнения и слушания.

    В современной поп-музыке концепция тараб по-прежнему очень важна. Например, сирийский электронщик Hello Psychaleppo годами изучал строение макамов и теорию арабской музыки для того, чтобы использовать известные веками приемы на синтезаторах и в саунд-программах. Себя он называет пионером арабского EDM и основоположником стиля электротараб. Вот как он переосмысляет средствами дабстепа и драм-энд-бейса популярную песню египетского певца и актера Абделя Халима Хафеза «Kol Maoul Touba»:


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247255
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412690
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418088
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419963