Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКовер «Сафиаддин Урмави». Бакинская школа. 1975© Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства
    1. Макам

    Говоря очень условно, макам (в переводе с арабского «место пребывания», «стоянка») — это лад, ладовый звукоряд. Но не только: это и целая традиция, система и модель построения разных ладов, и характерные подпевки внутри звукоряда, и определенное эмоциональное состояние, и композиция на основе этого лада. В традиции европейской классики доминируют два лада: мажор и минор. С мажором ассоциируется веселая, одухотворенная музыка, с минором — грустная. В Древней Греции их было больше: лидийский, дорийский, ионийский, фригийский. В арабской (а также турецкой и персидской) музыке существует несколько сотен макамов — некоторые исследования насчитывают до 500. Большинство из них — редкие, экзотические и в жизни почти не используются.

    Одни лады вызывают смелость и силу. Другие умиротворяют душу приятным успокоением и восхищением.

    Наиболее популярными считаются десять-пятнадцать основных макамов. Скажем, в поп-музыке крайне распространен макам баяти, подавляющее большинство песен пишется именно в нем. Часто названия макамов имеют отношение к регионам, в которых они были придуманы: например, нахаванд и исфахан носят имена персидских городов, хиджаз назван в честь региона Саудовской Аравии, где расположены Мекка и Медина.

    Египетский музыкант и актер Фарид аль-Атраш исполняет песню «Nura, Nura», сочиненную в макаме баяти (1953). Песня была большим хитом в арабском мире в послевоенные годы:

    Модель макамов первым систематизировал в XIII веке персидский композитор и поэт Сафиаддин Абдулмумин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави — правда, сам термин «макам» был придуман не им, а гораздо позже. Он выделил 12 ладов и сгруппировал их по трем видам в зависимости от того, какое воздействие они оказывают на состояние души человека. Одни лады вызывают смелость и силу (аль-Урмави приписывал их тюркам, абиссинцам, эфиопам и горцам). Другие умиротворяют душу приятным успокоением и восхищением. Третьи вызывают печаль и усталость. Это лишь дюжина из многих сотен макамов, созданных в последующие века, — а уже сколько оттенков, в отличие от «простодушных» мажора и минора! Многообразие макамов — одна из причин, по которым арабская музыка является столь богатой, эмоционально насыщенной и способной передавать тончайшие нюансы настроений.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247483
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412884
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418287
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202420139