Один из главных режиссеров «берлинской школы» снова обращается к теме Второй мировой, но делает это более изощренным образом, чем в «Фениксе».
Молодой человек по имени Георг (Франц Роговски, которого вы видели в «Виктории», «Хеппи-энде» или «Между рядами») бежит из Парижа в Марсель, откуда надеется уплыть в Бразилию. Волею случая ему придется примерить на себя личность скончавшегося писателя Вайделя, документы которого и присваивает беглец; фильм, как и предыдущий «Феникс», исследует тему кризиса идентичности на фоне исторической катастрофы.
«Транзит» — экранизация одноименного романа Анны Зегерс, написанного в 1944 году. При этом здесь есть трюк с закадровым голосом: рассказчик может описывать одно, а на экране происходит совсем другое. Действие романа перенесено в наши дни: одежда героев и улицы Марселя явно указывают на современность — таким образом, история о беженцах Второй мировой резонирует с современной европейской ситуацией. Эта простая, но действенная хитрость одновременно расслаивает нарративный и визуальный уровни, при этом сшивая их. То же происходит и с двумя временными пластами. Петцольду удается погрузить зрителя в состояние, близкое к путешествию: в этом смысле «Транзит» сам становится неуютным промежуточным пунктом, из которого можно отправиться в прошлое, настоящее, а возможно, и будущее.