23 июля 2019Общество
144

Мы, зомби

Данил Леховицер о том, почему зомби атаковали медиа, академические труды и игры

текст: Данил Леховицер
Detailed_picture© Variety Film

Еще десять-пятнадцать лет назад живые мертвецы, считавшиеся объектом низкой культуры, то есть исключительного интереса со стороны поклонников хоррор-индустрии и гиков, внезапно просочились в академические круги. В конце нулевых все больше ученых сообществ и исследователей всерьез начало изучать зомби-феномен. Университеты Калифорнии, Ирвина и Балтимора даже ввели предмет под названием zombie studies. В 2009 году известный американский профессор, специалист по международным экономическим отношениям Дэниел Дрезнер пишет статью «Теория международной политики и зомби» для авторитетного журнала Foreign Policy. Дрезнер проводит мыслительный эксперимент, смысл которого в том, как неолиберализм и неоконсерватизм справятся с зомби-апокалипсисом.

К академической рефлексии о ходячих покойниках подключились и здравоохранительные институты. К примеру, в 2011 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США в ожидании сезона ураганов выпускает графический роман и серию постеров, инструктирующих, как выжить и какие меры предпринимать в условиях катастрофы - на примере зомби-пандемии.

В настоящий момент Amazon продает более 800 000 товаров, так или иначе связанных с зомби: фильмы, книги, компьютерные игры, комиксы, одежду, предметы интерьера, средства макияжа…

И все же: почему именно ходячие мертвецы? Почему именно они, по словам Дрезнера, стали самым вирусным поп-феноменом, явно потеснившим старые сюжеты об экзорцизме и демонах, которые оттеснены на периферию хоррора?

Демоны vs зомби

Демоны — это изобретение теологии позднего Средневековья и раннего Ренессанса, и они больше не отвечают образу современности не только потому, что религиозные догмы и практики утратили свое прежнее значение. Даже если демон как кинотроп по-прежнему все еще живуч, то он больше не пугает. И не пугает он потому, что Валак или Вельзевул — это существа абсолютной инаковости.

В известной статье 1919 года о жутком Фрейд пишет, что наибольший ужас вызывает самое знакомое, привычное, повседневное, претерпевшее резкие изменения, отчего оно кажется инородным и особенно устрашающим. В этом смысле зомби обладает этим состоянием «пороговости» между чем-то антропоморфно-узнаваемым и его новой метаморфозой.

Мы боимся ходячих мертвецов, потому что они — наш фантазматический Другой, которому мы приписываем собственные темные стороны, психические аффекты, коллективные травмы. Но, если быть точнее, зомби — это не только проекция человеческого. В них еще кроется экономическое и политическое отчаяние.

Некроз капитализма

Интерес к определенным жанрам всегда соразмерно связан с политической или социальной турбулентностью. Например, гангстерские фильмы были в 1930-е ответом на времена экономического спада. Характерно, что после краха компании Lehman Brothers, ставшего толчком к глобальному кризису, от которого пострадали миллионы людей, производство фильмов о зомби выросло в разы — во всяком случае, так пишет в своей книге «Living with the Living Dead» профессор Бэйлорского университета Грег Гарретт.

Практически в самом начале книги «Капиталистический реализм» культуролог Марк Фишер пишет о неолиберализме и субъекте как о живой плоти, «которую он [неолиберализм] преобразует в мертвый труд, <…> а производимые им зомби — это мы сами».

Различные мутации капитализма, в том числе с его постфордистскими формами гибкого труда, неизменно опираются на заменимость и конвейерность живых тел, на овеществление природных ресурсов до статуса мертвой материи. Это сверхдинамичный темный витализм, в котором само понятие жизни непрерывно отрицает себя.

Люди с недостаточной зарплатой, частично занятые или неспособные подстроиться под конвейер, попросту должны умереть. Так работает рыночная логика, решающая, чьи жизни будут под защитой, а чьи уйдут в мясорубку. Философ Ахилл Мбембе в работе «Некрополитика» называл статус таких людей «расходной жизнью». Эти выполосканные режимом экзистенции изобразил еще в 1978 году Джордж Ромеро в «Рассвете мертвецов», где небольшая группа людей баррикадируется в супермаркете, пока ожившие трупы через стекло наблюдают, как выжившие вовлечены в потребление, им самим уже недоступное.

Ходячий мертвец у Ромеро — это жертва капитализма, оторванная от благ и сносной жизни, а зомби-апокалипсис — следствие той биополитической ситуации, где взят курс на систематическое пренебрежение людьми, описанный Фуко.

Капитализм, как и вспышка зомби-вируса, — это лихорадочная потребность в увеличении суммарной массы мертвой плоти. И капитализм, и власть умертвляют человеческий ресурс, чтобы жить. Они и их зомби-репрезентация как бы заявляют — «я жив даже в смерти».

Однако пострадавшими и опустошенными становятся не только люди, которым не хватает средств к существованию, но и те, кто ими пресыщен. Так, фигуру зомби можно расценивать и как метафору обычного потребителя.

В эссе «Американский кошмар: неолиберализм, неоконсерватизм и дедемократизация» профессор политологии Венди Браун пишет: «Выбирающий субъект и субъект управляемый — это не противоположности… Интеллектуалы из Франкфуртской школы, а задолго до них Платон предложили теорию полной совместимости индивидуального выбора и политического подчинения, изобразив демократических субъектов, которые не противятся политической тирании или авторитаризму именно потому, что они поглощены сферой выбора и самоудовлетворения, которые они принимают за свободу».

Зомби, как и мы, вовлечены в производство желаний и возбуждений — они всегда голодны. Подпитываемые идеями либертарианства, ослабляющими чувство политической ответственности, мы беспрерывно потребляем — так же жадно, как поедают плоть живые мертвецы.

Булькающие тела

Зомби, как правило, — это стадные создания, скучивающиеся в единую массу разлагающейся плоти. К примеру, во многих частях «Обители зла» такая масса становится океанической, превосходящей границы кадра. В сериале «Ходячие мертвецы» зомби огромными стаями несколько раз в год мигрируют.

Это скопление мертвых тел чем-то напоминает пикет, митинг, демонстрацию, то есть попытку посредством телесности (корпореальности) манифестировать свои политические заявления. И тут нельзя не упомянуть труд Джудит Батлер «Заметки к перформативной теории собрания».

В этой книге Батлер анализирует телесную форму оспаривания, обусловленную эскалацией прекарных процессов. Будь то массовые собрания против загрязнения окружающей среды, секьюритизации политики, пропасти в экономическом неравенстве или приватизации институций — прекариат участвует в собраниях самого разного рода. Батлер утверждает, что само по себе занятие публичных пространств сцепленными между собой телами — даже без четко сформулированных требований — уже весомое высказывание.

Важное место Батлер как раз уделяет вербализации, а точнее, ее отсутствию — множественные тела «говорят» за себя. В редком фильме зомби способны говорить. Как правило, они лишь нечленораздельно мычат.

Если вооружиться перформативной теорией собрания, то протесты прекариата напоминают скопления зомби как «намеренно удерживаемое отношение, сотрудничество» тел, даже в своем молчании говорящих: «Мы — не расходный материал».

Страх скорости

Наконец, одной из главных фобий второй половины прошлого и начала нынешнего века стало не только само наличие вирусов вроде Эболы и Марбурга, но и их высокая воспроизводимость и быстрая реплицируемость. В современном мире вирусы и бактерии становятся особенно опасными в результате высокоразвитой системы передвижения и глобализма, позволяющих их носителям распространять заразу гораздо быстрее. Спекулятивный реалист, биофилософ и исследователь биопанка Юджин Такер в тексте «Криптобиология» пишет: «Микробы формируют инфекционные сети внутри тела и сети заражения между телами, а наша современная система передвижения простирает эту соединяемость поперек геополитических границ».

Поэтому боязнь зомби-пандемии становится формой новой боязни скорости. К слову, канадский математик из Университета Оттавы Роберт Смит даже вывел формулу, при помощи которой можно вычислить, как быстро весь мир поглотит некровирус: на это потребуется чуть меньше года.

Фильмы о зомби-эпидемии точно схватывают и нарастающий страх перед милитаризацией здравоохранительных институтов, разработками биооружия и фармакополитики, которые осуществляют молекулярный контроль над субъективностью, регулируя уровень серотонина, тестостерона или инсулина в так называемой архитектуре тела путем инъекций и препаратов. И в фильмах вспышка зомби-лихорадки всегда начинается с нулевого пациента, соприкоснувшегося с вирусом археологического, космического, природного, но чаще всего лабораторного происхождения.

Отличить естественную эпидемию от рукотворной становится все сложнее. Поэтому хорроры о зомби-инфицированных схватывают возросшее недоверие к здравоохранительным институтам, финансируемым в конспирологической логике разными формами правления.

В эскалации темы зомби мы можем обнаружить самих себя в качестве расходных единиц капитализма или неолиберализма по обе стороны успешного потребления; в зомби-апокалипсисе отражено общее положение прекариата; наконец, мы видим в нем манифестацию страха и перед естественными вирусами Эбола и Зика, и перед рукотворным биологическим оружием.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249336
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415979
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420308
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425540
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426885