2 декабря 2015Современная музыка
435

Даша Раш: «Я против тестостеронового стереотипа»

Диджей и электронный музыкант, сделавшая карьеру в Европе, — о новом альбоме «Sleepstep», девушках в электронике и истеричной Москве

текст: Никита Величко
Detailed_picture© MUTEK

Даша Раш родилась и выросла в России, но в сибирской части организованного Гете-институтом фестиваля электронной музыки CTM выступала как почетный зарубежный гость. Что неудивительно — музыкальная карьера Даши началась больше десяти лет назад, после того как она в середине 1990-х переехала в Европу работать моделью. Но в результате Даша Раш стала востребованным диджеем, на контрасте с ангельской внешностью игравшим быструю и жесткую электронную музыку, а потом организовала лейбл Fullpanda для выпуска собственной музыки. В этом году Даша издала сомнамбулический альбом «Sleepstep» на уважаемом немецком лейбле Raster-Noton, нехарактерный по звучанию ни для нее, ни для самого Raster-Noton. В Новосибирске Даша сыграла образцовый диджей-сет в кафе R.A.G.U. и концерт в академическом молодежном театре «Глобус», после которого подробно рассказала о том, как переехала в Европу, и о девушках в электронике.


— Большие интервью с вами я читал только по-английски, так что давайте с самого начала. Вы как-то рассказывали, что познакомились с электронной музыкой благодаря группе Zodiac.

— Это была самая волшебная для меня пластинка из родительской коллекции, одна из любимых в детстве. Во-первых, из-за обложки — роботы, женщины, рыбы, какой-то science fiction. Во-вторых, музыка соответствовала — тогда вообще было засилье итало-диско.

— Как родители относились к вашему увлечению музыкой?

— Без особого энтузиазма. Я занималась в детстве художественной гимнастикой и танцами — родителям казалось, что это лучший выбор. В музыкальной школе меня определили на домру; когда я увидела этот инструмент, испытала большой шок и не стала больше туда ходить.

— Банальный вопрос: как появился псевдоним Даша Раш?

— Раш — ну потому что Даша фром Раша (смеется), но и не только, конечно, — тогда писалось бы по-другому, к тому же у слова есть определенные коннотации. Один мой друг услышал, как я играю быструю, жесткую музыку, и сказал: «Посмотри на себя! Как ты входишь в раж, когда играешь!»

— Что вы сейчас считаете своим домом?

— Город, где моя студия, — Берлин. У меня есть сын, и когда он был маленьким — сейчас ему 16, — то дом был там, где были мы с ним. Потом все поменялось, сейчас я чувствую себя свободнее, поэтому сильная связь со студией. А вообще — планета Земля.

— В каком возрасте вы начали ходить на рейвы?

— Довольно рано. Первый раз я попала на дискотеку на районе в ДК железнодорожников, когда мне было четырнадцать. После этого был клуб Manhattan Express, местами противный, но по понедельникам Женя Жмакин проводил там творческие вечера с электронной музыкой. Затем последовали клубы «Птюч», «Титаник» и другие. Потом другие ребята начали делать рейвы в разных местах, но я тогда уже уехала из России.

— В 1995-м? Ради модельной карьеры?

— В начале 1996-го. Модельный бизнес для меня стал своего рода билетом. Наверное, хорошо, что мне тогда предложили контракт. Я не стремилась стать моделью, но было любопытно попробовать, ну и так совпало, что к 1995-му свобода начала 90-х заканчивалась и начиналось что-то совсем странное. Было интересно посмотреть, что за границей, к тому же это давало некую подушку безопасности. Модельная канитель, хождение по кастингам — все это казалось мне очень скучным, но это были так или иначе гарантированные зарплаты. Параллельно я занималась тем, что мне нравилось, — собственно, музыкой.

Мне никто не нужен, буду сама все делать, я знаю, как открывать лейбл и чем мне вообще заниматься.

— А кто вас вообще открыл как модель?

— Какие-то скауты подошли ко мне в клубе, дали визитку, сказали — приходите, у нас такое-то агентство. Когда папа увидел эту визитку, сказал: пойдем. Я говорю: «Не-е, я спать хочу!» Мы пошли, все оказалось закрученно. Конечно, три раза все перепроверили, посмотрели на контракт. Были разные варианты, и так или иначе требовалось разрешение от родителей — я же не могла улететь, будучи несовершеннолетней.

— Куда вы уехали?

— В Париж.

— Что для вас было там сложнее всего?

— Мне нужно было сориентироваться, понять, как люди вообще живут. У нас говорят: «Дайте булку, пожалуйста». — «С маслом, без?» А у них это просто не принято — надо сперва сказать: «Здравствуйте, как у вас дела? Какой прекрасный день. Дайте, пожалуйста, булку». И к этому надо было привыкнуть — чисто на человеческом уровне было непросто. Мой работодатель из агентства говорил: «Нельзя так общаться с клиентами!» — «Как нельзя?» — «Нельзя выражать свое мнение!» — «Как нельзя выражать свое мнение?» Конечно, потом я притерлась, но все равно не стала менять некие внутренние стержни и осталась достаточно прямолинейным человеком, хотя научилась выражать свои мысли мягче. Ну и тот же быт; когда вокруг нет близких и родителей и ты юн — быстрее взрослеешь. Главное, что совсем скоро на зарплату я смогла себе позволить покупать технику и пластинки.

— Вы диджеили, когда жили в России?

— Первый рейв, на котором я играла, был под Петербургом, в Сестрорецке. Мероприятие делал Миша Воронцов. Они доверили мне выступить в чиллауте. Я играла эмбиент-сет. Было непросто, так как пластинок было мало; ставила большей частью записи друзей. В то время магазинов винила практически не было. Если кто-то приезжал из-за границы и привозил щепотку пластинок, их тут же все разбирали. Да и финансов у меня на винил в то время особенно не было, зато был большой интерес к электронной музыке.

— Я читал, вы какое-то время играли габбу…

— Да, хардкор и габбу, когда мне уже было к восемнадцати. В этот момент тебе кажется, что ты все понял и мир такой-сякой; жесткая, быстрая, теребящая, disturbant музыка отражала эти внутренние состояния. Тем не менее я слушала достаточно разнообразную музыку, включая эмбиент и классику. Из электронных музыкантов трогали Biosphere, Cosmic Baby, Aphex Twin. Мне кажется, что эмбиент — очень тонкий стиль, хотя хардкор и индастриал я тоже люблю. И пару треков габбы могу поставить. Тут дело не в BPM — скорее, всегда остается определенная музыкальная характерность. Музыка, которая меня интересует, не веселая — не в смысле грустная, но она идет со стороны меланхолии, раздумья. Нет пышного застолья, когда все пляшут непонятно для чего. В ней так или иначе присутствует глубокая мысль, когда ты копаешься в себе или во всем мире, что примерно одно и то же.

Ага, раз Mouse on Mars, буду котом.

— Итак, вы работали моделью и собирали пластинки. Когда вы стали писать музыку?

— В конце 90-х мы с другом Женей Игнашевым, который рассказывал мне начальные вещи и показывал, как работает секвенсор, написали что-то, вдохновленное девяностыми. Я пробовала, училась, узнавала, что такое LFO, что-то читала про физику звука… Первую пластинку я выпустила только в 2004-м.

— Вы говорили, что вкладывали в музыку много денег.

— Я решила, что буду autoproduction — мне никто не нужен, буду сама все делать, я знаю, как открывать лейбл и чем мне вообще заниматься. Некоторые говорили: давай мы выпустим этот трек, только вот здесь надо немножко поменять, а тут тоже чуть-чуть так сделать. Я поняла, что это просто не мое: что значит «так сделать»? Моя картина — это моя картина: если нравится, мне очень приятно, не нравится — спасибо, до свидания. Так как я уже привыкла быть одна, мне хотелось полной independency. Поэтому я вкладывала деньги в выпуск пластинок.

— Забегая вперед: ваш последний альбом «Sleepstep» вышел на лейбле Raster-Noton. Это по вашей инициативе?

— Это скорее случайность. Ну как: со временем ты знакомишься с коллегами, круг общения становится шире, вы обмениваетесь музыкой — а что ты сейчас делаешь, а пришли послушать. Я отправила Карстену (Николаи — художник и электронный музыкант, основатель лейбла Raster-Noton. — Ред.) один трек, когда «Sleepstep» уже писался. Карстен говорит: все, мне нужен целый альбом. Конечно, меня это заинтересовало, Raster-Noton — хороший лейбл. С другой стороны, это совсем не моя эстетика — она очень холодная, очень мужская. Линеечки-квадратики, как я их называю, по сути, прекрасны, но альбом все-таки получился больше поэтичным, женственным. Мы долго общались и поняли, что это интересный вариант для нас обоих: я маньяк — все сама-сама-сама, у них очень четкая эстетика лейбла. Мы о-о-очень долго обсуждали artwork. Мне предлагали геометрические фигуры с каким-то силуэтом, но я не видела их соответствия с музыкой. У меня было четкое предложение, но в то же время слишком театральное. Я немного отпустила свое маньячество, и вышла все-таки коллаборация, хотя в какой-то момент я сказала, что мне ничего не нужно и я все отменяю.

Мне приснился Эдгар Аллан По и во сне сказал, что я ему должна написать ответ. Вот я и написала.

— Вы чувствуете к себе особое отношение со стороны других электронных музыкантов из-за того, что вы — женщина?

— Сейчас девушек в электронике все-таки больше, это раньше было раз-два и обчелся. Хотя до сих пор я езжу на фестивали, смотрю лайнап — и вот я одна. Раньше, когда я ставила хардкор, ко мне перед сетом подходил молодой человек и говорил: «А, диджей? Что ты там играешь, хаус?» Ага, хаус. Он стоял и слова не мог выговорить. А так специального отношения нет.

— Еще вы говорили, что не против того, чтобы женщины использовали привлекательность в артистических целях.

— Если женщина чувствует, что она по-другому не может, то я совершенно не против. Если это делается не только ради работы на массовую аудиторию и музыка при этом не on surface… Хотя опять же все очень субъективно. Кому-то и on surface нравится — почему нет? Тут еще имеется в виду роль сексизма. В нашей цивилизации есть следующий момент: образ женщины был составлен мужчиной исходя из его даже не всегда эстетического, а животного вкуса. Есть клише: женщина должна себя вести так и эдак. Некоторые пытаются соответствовать этому тестостероновому стереотипу — я против.

— А почему вы решили играть на Boiler Room в маске?

— Потому что свет, камера и все прямо в глаза — это раздражает. Но никто не понял шутку. Передо мной выступали Mouse on Mars. Я подумала, что в очках буду выглядеть неуместно, а лампа действительно светит в лицо постоянно — это просто неудобно с моей светобоязнью. Благодаря маске к тому же создается дополнительный интимный момент. Я решила: «Ага, раз Mouse on Mars, буду котом». В шутку, хотя никто этого не понял.


— Второй довольно известный электронный музыкант из России — Нина Кравиц. Вы общаетесь с ней?

— Иногда. Она сейчас тоже живет в Берлине, мы иногда видимся, но у нас с ней совершенно разные миры. Мы иногда играем в одних клубах, но артистический подход у нас немного различается.

— Вы говорили, что очень любите Бьорк.

— Она моя муза.

— Вам было бы интересно…

— Поработать с ней? Я уже думала об этом. Вы знаете, у меня была возможность познакомиться с ней поближе, но я почему-то испугалась и отказалась. У нас есть общий знакомый, который пригласил меня на пару дней на Новый год к ней домой. Я поняла, что это слишком близко для меня. Я не могу, я боюсь, что муза вдруг как-то… Я решила, что если так сложится, то, может, мне было бы интересно. Но пока я не готова.

— То есть это по-другому должно произойти.

— Видимо, да. Но я ее очень уважаю и люблю, она меня вдохнов… (пауза) …ляла и сейчас, наверное, тоже вдохновляет. Я стала меньше следить за ее работами, но по энергии, фантазии, подходу — она одна из неспящих.

— С модельным бизнесом вы закончили?

— Уже да, с 2009 года. Я в 2008-м решила все оборвать, потому что хотела заниматься музыкой фултайм, хоть это и приносит намного меньше денег. Мне кажется, история с модельным бизнесом подошла к естественному концу — просто в интеллектуальном плане стало уже совсем неинтересно. Есть действительно талантливые фотографы, но в основном это денежная работа — для того, чтобы продавать одежду.

— Когда вы решили переехать в Берлин?

— В 2008-м все поменялось и на личном фронте, и тогда я решила сменить город — выбирала между Барселоной и Берлином.

Какой смысл делать, если совсем не рисковать и не фантазировать?

— Почему вы называете «Sleepstep» женственным альбомом?

— Полное название альбома — «Sleepstep: Sonar Poems for My Sleepless Friends», «Аудиопоэмы для моих неспящих друзей». Это не те, кто не спит ночью, а те, у кого awake mind, то есть открытое сознание в смысле свободы мысли, фантазии. Песни посвящены Альберту Эйнштейну, Чарли Чаплину, Эдгару Аллану По, который мне приснился и во сне сказал, что я ему должна написать ответ. Вот я и написала. Женственный он в плане трогательных моментов, которые мужчины не позволяют себе в электронной музыке. У них зачастую более механический, не то чтобы менее эмоциональный, но все-таки совсем другой подход.

— Лейбл Fullpanda занимает у вас много времени? Важно ли для вас, откуда вам присылают музыку? Много ли вообще шлют?

— Демо присылают очень много, у меня нет возможности послушать все. Веселую музыку присылать не нужно — это не то, что я ищу для Fullpanda. А так могут хоть с Юпитера писать — чем дальше, тем лучше. На музыкантах из России я не зацикливаюсь, хотя сотрудничаю, например, с DJ Yuka. Был украинский артист, с которым я начинала очень интересное сотрудничество, — Станислав Толкачев. К сожалению, он очень спешил, у нас была нарушена коммуникация, планы не сработали, все сломалось. Последняя пластинка у меня вышла аргентинского музыканта — молодого, 23 года, очень хорошего. Лейбл для меня — явно не бизнес-машина: я делаю то, что нравится, для удовольствия.

— Сегодняшний зал, театр «Глобус», был для вас необычен?

— Все-таки у меня уже была пара подобных концертов — например, очень впечатлил старый маленький театр в Португалии. Все прошло хорошо. Играла я там босиком — чтобы лучше почувствовать атмосферу. Да и другие краткосрочные проекты у меня были связаны с театром — я делала музыку для современной постановки, например. Театр — это совсем другое состояние, притом очень приятное. Клубы мне импонируют, но, как бы я ни любила техно, периодически мне становится скучно. Тогда я начинаю ныть — кто эти люди вокруг, они даже не обращают внимания на музыку. Еще я слушаю записи некоторых коллег и понимаю, что все очень рассчитано, очень рационально. Какой смысл делать, если совсем не рисковать и не фантазировать? Пусть это даже будет ошибкой, но нужен шаг, нужно попробовать что-то новое. Становится скучно, когда все играют одно и то же. При этом, конечно, есть совершенно чудесные артисты, про которых такого сказать нельзя.

— Вы часто бываете в Москве? Как она изменилась, по вашим ощущениям?

— Время от времени приезжаю к родителям. В Москве есть клубы, островки, где хорошие люди делают что-то интересное, но в целом город злой и неприятно-истеричный. Может, он такой и был? Но мне казалось, что раньше Москва была добрее. Она была больше расположена к людям — сейчас там надо, наоборот, выбиваться из сил. После трех дней нахождения в Москве у меня начинается фобия. В такие моменты хочется играть хардкор.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249358
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426900