«Привет, Москва! “Звуки Му”!»

Памяти Петра Николаевича Мамонова (1951–2021)

 
Detailed_picture© Михаил Гутерман / ТАСС

15 июля в Москве в возрасте 70 лет умер рок-музыкант, актер и поэт, основатель группы «Звуки Му» Петр Мамонов. Публикуем воспоминания о нем писателей, журналистов и меломанов.

Алексей Цветков, писатель

С Петром Мамоновым я (тогда юный журналист) познакомился в 1990 году. Делал с ним интервью по удивительному поводу — Мамонов должен был сыграть в новом советском фильме педагога Макаренко, пробовался на эту роль и вживался в образ.

Беседуя, Петр Николаевич проявлял и излучал все оттенки хитрости, от кошачьего лукавства до провокации юродивого.

Больше мы никогда не общались (я ценю время тех, кто мне нравится). Но, конечно, я с удовольствием следил.

Для меня он навсегда остался человеком, который мог еще до всяких перестроек выйти в подозрительной одежде в парк к гуляющим и с разбегу врезаться в бетонную стену — это не метафора. То есть, конечно, всё вообще метафора, но это если только вы хотите жить внутри Книги.

«Крым», «Консервный нож», «Голубь», «Ремонт», «Досуги» и так далее. При жизни Петр Николаевич танцевал как труп, к которому подключили электричество. Механическое поведение органического дает комично-жуткий эффект по Бергсону. Франкенштейн предъявляет нам трудновыносимую тайну жизни как таковую.

Предпринимательская идея в 90-е больше не пить и не петь, но продавать людям разлинованные листы для писем, внизу которых будут его профиль и собственноручная подпись «Мамонов присоединяется». Осталась идеей и не более.

Моноспектакли, которые никогда не повторялись. Вообще-то ничего не повторяется никогда, но с этой мыслью сложно жить. «Никакой интернет, никакие телефоны...» Мамонов не ленился и не боялся быть точным в своих описаниях всего. Это две причины, по которым мы пользуемся заранее заготовленными штампами вместо того, чтобы назвать то, что видим, — во-первых, лень (мозг избегает рискованных трат, как будто он банк), во-вторых, страшно (не приоткроет ли точное название двери в персональный мрак?).

В этом смысле Мамонов был вызывающе смелым и усердным поэтом и танцором.

Речь гениального доктора и тайного изобретателя гностической машины в «Пыли» есть целиком импровизация, удачно снятая Лобаном. И, наконец, полные корзины библейских яблок в собственном деревенском доме.

Рок-звезда должна быть невозможной. Прежде всего. Все остальное — дело техники и забота толкователей.

Марфа Хромова-Борисова, журналист

Первый раз я видела Мамонова году в 89-м — в ЛДМ, Ленинградском дворце молодежи, был концерт Московской рок-лаборатории (интересно, кто там мог еще играть — «Бригада С»? Кроме П.Н., никто не запомнился).

Мы с подругой Пиней стояли у самой сцены, Мамонов возвышался над нами, отчетливо был виден в контровом свете дисперсный слюнный дождь, которым он орошал микрофон, а потом слюна капала на сцену. Было сразу понятно, что он не играет и не паясничает, а именно что так живет, и это ни фига не просто. Будь это кровь, вряд ли это убедило бы нас сильнее. (Дорогая, я знаю, что ты это прочтешь, привет.)

Обложку моей школьной тетради до конца учебного года украшала схема мироздания: ромб, вверху Достоевский, внизу Мамонов, по сторонам Платонов и Филонов. Не то чтобы эта картина сильно поменялась.

В нем всегда был уровень, непомерно высоко задранная планка, максимальный человеческий масштаб, по которому так тоскуешь в юности, — мне кажется, сейчас о таком никто и не помышляет. Заслушанные вдоль и поперек альбомы: клоунство и юродство не сильно-то заслоняли глубину, никогда не были главным. Хотя чаще было так искренне и беззаветно смешно. И отлично сыграно.

2001 год я встречала в компании своего будущего мужа, с которым только-только познакомилась. Засыпая в полуразобранном деревянном доме, я слышала сквозь сон отличную музыку на хорошей аппаратуре — и был это альбом «Грубый закат». Ничего похожего я прежде не слышала. Это было так приятно и важно — хороший вкус в музыке; новое, которое ты узнаешь от важного тебе человека, и оно становится общим. Потом я искала мужу в подарок фильм «Такси-блюз», который мы оба любили, — в доинтернетную эпоху было целое приключение. Нашла.

Прошло несколько лет, все как-то подразвалилось. Я купила у метро кассету с «Мышами» и «Зелененьким», воткнула в уши; слушала и чувствовала, как осыпается с меня шелуха п∗∗достраданий, и удивлялась — так вот оно что. Вот как можно-то, оказывается, а я и забыла.

Был еще концерт «Мамонов и Алексей» в ДК Ленсовета. Открылся занавес (там был занавес?), и оказалось, что Мамонов в пиджаке, а пиджак за шкирку прицеплен к серебристому заднику. Это вроде должно было его ограничить в движениях, но в итоге он, по-моему, просто как-то завис над сценой, и в той системе координат не было ничего естественнее.

Последний раз я видела его в 2011-м, опять в ДК Ленсовета. Сначала показали фильм «Мамон-Лобан», очень хороший. Там было два Мамоновых: один — летний, вот этот самый обаятельный московский денди из поста Сапрыкина — длинноногий, быстрый, остроумный и сексуальный. И второй — зимний, беззубый полусумасшедший старик, сиднем сидящий дома, бормочущий, обличающий и будто бы знающий, что никто его не послушает.

После чего на сцену вышел сам герой и спел песни какие-то уж совсем потусторонние, на одной ноте, на одной струне, которые я даже и не решилась потом найти и переслушать («Картофельное пюре-е!»): настоящее явленное чудо, которое, конечно, никакому интернету доверить нельзя.

Я не стану сетовать, что мало ходила на концерты или что он мало пожил, — думаю, пожил столько, сколько и хотел. Просто скажу за все спасибо.

Илья Симонов, коллекционер винила и диджей

Покойный был моим самым любимым клиентом во второй половине 90-х. Понимали друг друга практически без слов. Точнее, я в то время вообще мало что понимал, а он понимал абсолютно все. Когда вышел его «Шоколадный Пушкин», он зашел уже в новую «Трансильванию» с вопросом: «Ну как тебе?»

Я что-то промямлил про авангард и поэзию, хотя, по правде говоря, не смог и пяти минут вытерпеть. Какой авангард?! Это же рэп! Ты разве не понял, что это наш совместный проект? Вот, смотри — взял диск с витрины с отечественными новинками и ткнул меня носом в буклет, где как основной источник вдохновения были перечислены имена, которые он у меня покупал в нашем старом магазине.

Последняя моя встреча с Петром Николаевичем произошла больше 10 лет назад. Я заявился в «Трансильванию» к открытию, что случалось со мной крайне редко. Там меня уже поджидал непроспавшийся Мамонов.

— Вот к тебе-то я и пришел. Не осталось на стриту друзей, даже выпить не с кем. Мне тут ребята в «Елисеевском» продают замечательный коньяк.
— А не рановато ли для коньяка?
— Нет, уже слишком поздно.

Мы спустились на кухню, он достал из кармана плоскую бутылку какого-то хорошего армянского бренди. Рассказывал про свои планы сыграть Ивана Грозного и еще что-то, чего я, увы, не запомнил. Беседа носила характер потока сознания, где мне даже не нужно было кивать головой. Ни слова про музыку. Потом плоская опустела, он встал и откланялся. Больше я его не видел. А теперь уже слишком поздно.

Вечная память.

Ян Шенкман, журналист

Умер Мамонов. Теперь уже по-настоящему. Все надеялись, что вытянет, но не смог. Я почти не знал его, хотя любил и слушал лет, наверное, с шестнадцати. Писал о нем неоднократно, так что было время подумать, что он, кто он и почему.

А разговаривал раза два буквально. И почему-то оба раза о смерти. Помню такую фразу: «Завтра лист фанеры упадет с грузовика, пробьет ветровое стекло и снесет полголовы. И все. Не нужно будет ходить на работу, звонить по мобильному телефону, врать, вкусно есть, пить, ездить на курорт. Ничего не будет. И что? Такими и будем вечно?» Молчание. И потом: «Вся жизнь уходит на то, чтобы стать нормальным человеком. Да и то если успеешь».

Но больше было смешного. Помню, как у него брало интервью арабское телевидение. Еще ничего не спросили, а уже началось:

— За что я вас, казахов, люблю — старших уважаете!

Меня он спросил:

— Боишься Путина? Ну вот если посадит?
— Боюсь.
— А Бога, значит, боишься меньше?

И вот еще сцена, финальная. Стоим мы с оператором у театра Станиславского, курим. Ночь уже, спектакль давно кончился. Выходит Мамонов. Сейчас его увезут домой.

— Всего доброго, Петр Николаич!

Он обернулся, присел, сделал пальцами козу — и:

— Привет, Москва! «Звуки Му»!

Тверская, час ночи. Пустынная мостовая. Сел в машину — и все, его нет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415993
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420319
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425554
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426893