1 сентября 2020Современная музыка
483

«Свидание»: «На наших концертах слэмились футбольные фанаты»

Группа, претендующая на звание главных инди-романтиков страны, — о панковском прошлом и новом альбоме

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© «Свидание»

Группа «Свидание» всерьез претендует на звание главных инди-романтиков страны. Проникновенные, меланхоличные песни с вкрадчивым вокалом лидера коллектива Андрея Зеберти отражают весь спектр чувств влюбленного человека — от безмятежной эйфории до горечи расставания и угасания былой страсти — и полюбились уже довольно широкому кругу романтически настроенных слушателей. В прошлом году «Свидание» собрало тысячный зал в Москве, что для инди-группы показатель весьма неплохой, а участие в различных фестивалях, таких, как «Дикая мята» или Stereoleto, для группы уже давно привычное дело. Александр Нурабаев встретился с Андреем Зеберти в Санкт-Петербурге.

— В Википедии написано, что «Свидание» — это московский коллектив, а ты, насколько мне известно, живешь в Сочи. Как так получилось?

— На момент создания группы (2015 год) я жил в Москве, остальные участники группы — москвичи, поэтому мы позиционируем себя как московский коллектив. А вообще я родом из поселка Чертково в Ростовской области. Успел пожить в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и на данный момент проживаю в Сочи.

— Переезд в Сочи не усложнил жизнь группы?

— Мы на протяжении практически всего существования группы находимся в разных городах и прекрасно справляемся с этим. Я заранее прилетаю в Москву, и мы репетируем или записываем новый материал.

— По музыкальному образованию ты баянист и в детстве брал награды на конкурсах. Почему баян, а не гитара?

— К нам в общеобразовательную школу пришли скауты музыкальной школы, и я записался на гитару, но мне сказали, что у меня маленькие пальцы и первый год лучше походить на баян, чтобы они вытянулись. Я проходил год, и они говорят: «Еще год походи». А потом выяснилось, что я преуспеваю на баяне и не надо никакой гитары.

— И долго баян был в твоей жизни?

— Около шести лет, включая подготовительный класс, но я не окончил музыкальную школу. Мне оставался год, подошел подростковый возраст, и мне стало интереснее пинать мяч во дворе со сверстниками.

— С тех пор на нем не играешь?

— Нет, периодически прикасаюсь к инструменту, руки что-то помнят. Хотелось бы его попробовать использовать в нашей музыке, возможно, на шестом альбоме он появится.

— Не было у тебя кумиров среди баянистов? Федор Чистяков, например?

— На тот момент я не знал о существовании Чистякова, да и вообще этот инструмент я не представлял в рок-музыке.

Однажды я принимал участие в конкурсе Чайковского в Ростове-на-Дону, и там было показательное выступление баяниста — лауреата международных конкурсов. Я был просто ошеломлен его выступлением, он был как Курт Кобейн с баяном, и я даже представить себе не мог до этого, что можно так обращаться с народным инструментом. Он подбрасывал его, дергал в разные стороны и был в каком-то трансе. Очень сильное впечатление!

— Я читал, что всерьез заняться музыкой тебя вдохновил концерт группы Motorama. Можешь рассказать подробнее об этом?

— Это был 2005 или 2006 год. Мы только переехали из Черткова учиться в Ростов и планировали собрать группу. Для нас на тот момент существовал только русский рок, на всех репетиционных точках играли только подобные «Арии» группы. А нам хотелось услышать русских The Libertines. Мой знакомый играл на барабанах в группе Motorama, он посоветовал нам посетить концерт. И это было то, что мы искали! Под впечатлением от Motorama мы быстро сколотили состав. Группа называлась zeberti (с тех пор за мной это прозвище и закрепилось), в дальнейшем в ней немного поиграл на барабанах Влад Паршин (лидер Motorama. — Ред.), заменив нашего барабанщика, пока он был на армейских сборах.

— Вы сразу были настроены на романтический лад?

— Нет, мы играли в духе The Libertines — такой расхлябанный «британский» панк, некоторые песни того времени перекочевали в наш нынешний репертуар. Даже наши романтичные песни исполнялись агрессивно. На наших концертах слэмились футбольные фанаты.

— Сколько лет прошло с того момента до основания группы «Свидание»?

— Около десяти лет; мы за это время успели переехать группой в Петербург и прекратить свое существование.

Мне уютно не выходить за рамки отношений двух влюбленных.

— Ты сейчас пишешь альбом. Как идет процесс? Уже есть понимание, что это будет?

— Все отлично, мы работали удаленно над альбомом практически весь карантин, а сейчас собрались все вместе в Петербурге, в домашней студии Романа Матухина, с которым были записаны все наши альбомы. Картинка, в принципе, уже ясна, мне нравится, что звук отличен от предыдущих наших работ. Очень много привнес в звучание этого альбома Антон Макаров.

— Антон к вам присоединился в этом году. Вы были знакомы до этого?

— Да, мы были знакомы — общались в интернете, и я посещал его концерт в «16 тоннах». Вообще я наткнулся на Антона в какой-то статье в духе «кого из русских не стыдно показать иностранцам».

— Как пришла идея его пригласить?

— Мы давно хотели разбавить наши живые выступления новыми инструментами, три года играли в одном и том же составе, хотелось изменений и развития. Я пригласил Антона, и мало того, что он усилил лайв, но он еще и отличный аранжировщик.

— Антон — сам по себе весьма сильный автор. Не сталкиваются ли ваши творческие энергии? Конфликтов не бывает?

— Нет, он говорит, что ему интересно поработать в группе, где он будет не на первых ролях. Мне нравится работать с ним, у нас похожие музыкальные вкусы, хорошо понимаем друг друга, на мой взгляд. Он очень сильный музыкант и, без сомнения, влияет на звук группы. Это уже можно услышать по синглу «Кавказ» — нашей первой совместной работе.

— У группы «Свидание» много дуэтов с разными артистами. Я бы хотел остановиться на прошлогоднем треке «Неинтересно» с Феликсом Бондаревым, поскольку он довольно хулиганский и совсем «Свиданию» несвойственный. Как получилась эта песня?

— С Феликсом мы знакомы лично с 2008 года, с момента моего переезда в Петербург. А до этого мы общались на MySpace, меня очень впечатлила песня «Красная девятка» группы RSAC, а точнее, ее начало: начинается она со слов «на х∗й», подобных стартов песен я никогда не слышал. Феликс — очень интересный человек и крутой музыкант! У нас было несколько совместных работ, некоторые свои песни он делал на мои слова. А что касается именно «Неинтересно» — в Петербурге Феликс зашел ко мне накануне моего переезда в Сочи, и я быстро накидал свой небольшой куплет и впервые употребил мат в песне.

— Не знаю, связано это с Феликсом или нет, но на прошлогоднем альбоме «Твой лучший друг» есть песня с рефреном «Давно не виделись, на хер мы встретились». Получается, что твой лирический герой может не только пребывать в состоянии перманентной влюбленности или переживать из-за разлуки: он меняется и порой может быть резким, даже грубоватым. Каким он предстанет на новом альбоме?

— У меня был близкий друг детства, который погиб, это была его коронная фраза («Давно не виделись, на хер мы и встретились»), он часто говорил ее мне при встрече в шутку. Мне сложно рассуждать о лирическом герое — я вообще об этом особо не задумываюсь. Я стараюсь создавать некую атмосферу, а не информативность. Новый альбом также будет атмосферным и более зрелым по звуку.

— Если говорить о музыкальных корнях группы «Свидание», то где их искать?

— Мелодичность — в инди-роке нулевых: Interpol, The Strokes, The Libertines, Kings of Leon, Arctic Monkeys, The National, а также Джей-Джей Йохансон. И мелодичность французов: Серж Генсбур, Венсан Делерм, Air. Мрачность и медитативность — в Joy Division. Ретрозвук — в The Doors, The Kinks, The Troggs, The Velvet Underground.

— А из русских артистов?

— Группа «Кино», Егор Летов. Брит-поп-волна: «Мультфильмы», «Сегодня ночью», «Магнитная аномалия», «Сансара» и «Мумий Тролль».

— А кто из современных отечественных музыкантов нравится?

— Мне очень нравится Алина Орлова — это не Россия, но поет на русском. Еще мне близки The Retuses, «Творожное озеро», Ifwe. Мы дружим с группой «Сова» из Екатеринбурга, у нас есть совместный трек «Сияние», клип на который был снят в Сочи. Группа Lurmish из Петербурга и их земляки «Весна Весна». Недавно услышал группу «Увула», тоже хорошие ребята. Molchat Doma, «Научный сотрудник» из Ростова, Sirotkin, Krovi. Антон Макаров со своими проектами. Нравится все, что делает Влад Паршин, — «Утро», «Лето в городе» и другие его проекты.

— За эти пять лет вы основательно поездили по России. Доезжали до Владивостока?

— До Владивостока мы пока не доехали, самая крайняя точка — Иркутск. Надеюсь, когда-нибудь мы доберемся до родины Лагутенко.

— Я часто спрашиваю, как встречают в провинции, — интересно, как там развита культурная жизнь. Бывало ли, что на концерты приходили 10 человек?

— Я замечаю разницу только между югом и севером, на юге более эмоциональная публика. Бывали у нас концерты и для 9, и для 13 человек, но это очень интересный опыт.

— Такие концерты как-то влияют на моральный дух?

— Так было в самом начале, первые концерты — мы особо ничего и не ждали. Конечно, ты едешь с надеждой, что будет полный зал. Сейчас такого нет, минимум 100 человек, и это очень здорово.

— В прошлом году вы собрали тысячник в Москве, что пока является вашим рекордом в отношении сольных концертов. Каковы были ощущения?

— Хороший был концерт, примерно как и все остальные столичные. Конечно, есть момент радости, что получилось собрать такое количество людей, а по ощущениям 300 или 1000 — особой разницы я не заметил. 300 человек в зале — это уже очень много!

— От альбома к альбому саунд немного меняется, но все песни в целом об одном — о любви и отношениях — и звучат очень узнаваемо, меланхолично, неторопливо. Есть в них такая цепляющая романтическая нега. Тебе не тесно в этих рамках? Или же группа нашла свою нишу?

— Кстати, из групп, что мне нравятся, могу добавить «Дайте танк!». Я слышал о них давно, но не доводилось послушать. Недавно все же послушал, их тексты очень крутые, прям атмосферу детства навеяли! Я так не умею, но ведь для этого и существует разнообразие групп: кто-то умеет так, а кто-то иначе.

Я не выбираю, о чем мне писать, пишу, о чем пишется, сейчас преобладает любовная лирика, что будет дальше — не знаю. Мне довольно уютно не выходить за рамки отношений двух влюбленных.

— У тебя специфическая, немного вальяжная вокальная манера. Как она появилась и кто в этом плане на тебя повлиял?

— Наверное, меня отличает то, что я слушаю много иностранной музыки и на русском пою будто на английском, и это сформировало некую манеру. А из любимых вокалистов назову Джей-Джея Йохансона, Энтони Хегарти, Отиса Реддинга.

— В последнее время я все чаще встречаю упоминание группы в лентах музыкальных пабликов, в этом году вышли сингл и совместные треки с упомянутыми «Совой» и «Сансарой», и если бы не пандемия, то вы бы сыграли на половине основных крупных фестивалей страны, включая «Боль», «Дикую мяту», Stereoleto. Группа переживает подъем?

— Мне сложно ответить. Потихоньку прибавляются люди в наших сообществах в соцсетях, увеличивается количество людей на концертах; все это идет так плавно, без особых скачков. Это как со своим ребенком — лично не замечаешь его роста, всегда виднее со стороны.

«Свидание» выступает:

5 сентября на фестивале Stereoleto (Санкт-Петербург);
13 сентября на крыше павильона «Рабочий и колхозница» на ВДНХ (Москва).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415982
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420311
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425543
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426887