6 февраля 2020Современная музыка
131

Robocobra Quartet: «Главное — никогда не полагаться на государственные деньги»

Группа из Северной Ирландии, фланирующая между джазом, панком и поэзией, — о юморе в интеллектуальной музыке и о госфинансировании

текст: Евгений Галочкин
Detailed_picture© Filly Campbell

6 февраля в Москве и 7 февраля в Санкт-Петербурге пройдут спецвыпуски мурманского фестиваля «Инверсия», в которых аудиовизуальную программу представит коллектив из Белфаста Robocobra Quartet. Вокалист, барабанщик и главный продюсер коллектива Крис Райан смешивает современную классику, постпанк и свободный джаз, хорошенько сдабривая это все здоровой порцией юмора.

— Расскажите про Robocobra — чисто технически вы называетесь квартетом, но, судя по лайнапу, заявленному на вашем последнем альбоме «Play Hard to Play», вас в составе уже не четверо, а целый оркестр.

— Когда мы в туре, у нас четыре участника на сцене (барабаны/голос, бас, тенор-саксофон, сопрано-саксофон/сэмплер), но во многих отношениях группа — это семья, члены которой играют в разных группах. Когда приходит время записывать музыку, мы все собираемся вместе и играем, меняясь инструментами — в зависимости от того, на что мы хотим обратить внимание в композиции. Это полезно, чтобы оставаться гибкими!

— Ваша музыка невероятно эклектична: жанр сменяет жанр, мелодекламация переходит в поэтические выпады, откровенный поп в секунду превращается в шумный фри-джаз. Расскажите, где вы черпаете вдохновение для своих безумных музыкальных экспериментов.

— Иногда мы пытаемся подражать определенным песням — у нас есть песня под названием «Mizaru», в которой мы пытались найти чувство гармонии Эрика Сати. А в других случаях мы хотим, чтобы часть песен звучала как Black Sabbath или какой-нибудь хардкорный панк, который нам нравится. Но большую часть времени нет никакого плана, и мы просто пытаемся искать что-то новое.

— Как вы опишете свой стиль в пяти словах — тезисно, как на стикере, что клеят на обложку пластинки в музыкальном магазине?

— Постпанковская импровизация с саксофонами.

— В вашей музыке много юмора. Насколько важно шутить в музыке? Сложно ли это? И, может быть, вы вспомните свои любимые примеры шуток в композициях других музыкантов?

— Юмор очень важен. Особенно если вы делаете музыку, которая считается серьезной или «интеллектуальной». Моя жизненная философия заключается в том, чтобы относиться к своей работе серьезно, но не воспринимать себя всерьез. Поскольку вы спросили о шутках в других композициях — у нас есть новая песня, где я целенаправленно смеюсь между строк, потому что я недавно нашел трек The Fall «Dr. Bucks' Letter». В песне Марк Э. Смит зачитывает интервью Пита Тонга и в процессе начинает смеяться. Мне это очень понравилось, и я захотел отдать ему дань уважения.

© SCAN

— Часть композиций на новом альбоме записана в сопровождении струнного квартета. Как вы компенсируете его отсутствие в живых выступлениях?

— Когда мы играем вживую, мы довольно много импровизируем. Это означает, что песни всегда звучат «завершенными», — потому что мы подходим к каждому выступлению так, как будто играем в первый раз. Например, если бы мы просто сыграли трек точно так же, как записывали его, но без струнного квартета — это было бы скучно, но если вы вместо этого попытались поимпровизировать и среагировать на то, что происходит, это не будет звучать так, как будто не хватает чего-то, что есть на альбоме. Кроме того, мы используем Max/MSP — не в качестве бэк-трека, а в качестве сэмплера, примерно как хип-хоп-продюсеры 90-х годов юзали Akai MPC.

— Я прочитал, что новый альбом «Play Hard to Play» получил финансирование от Совета искусств Северной Ирландии. Расскажите с позиции панков, каково это было — принимать деньги от государства, и (спрашиваю это для российских музыкантов, попавших в подобную ситуацию) как вы распределили бюджет?

— Мы находимся в забавной ситуации, потому что сегодня мы можем играть на панк-концерте, а завтра — на джазовом фестивале. Поэтому мы стараемся импровизировать с музыкальным бизнесом так же, как и с музыкой. Совет искусств Северной Ирландии на самом деле не является «государством» — не больше, чем больницы или библиотеки. У государственных структур есть некоторые преимущества... Я думаю, что разумно использовать те небольшие государственные деньги, которые предлагаются артистам, независимо от того, являетесь вы панк-группой или классическим композитором. Но главное — никогда не полагаться на них, относиться к ним как к стимулу, а не как к среднему доходу для вашего общего дела или бизнеса. Если вы используете государственное финансирование, оставаясь DIY-художником, у вас все равно будут свобода и гибкость.

— Текстовая часть ваших композиций своеобразна и часто абстрактна — на кого вы ориентируетесь, сочиняя их?

— Почти все тексты взяты из разговоров с друзьями, врагами и членами семьи. Часть — пословицы или отсылки к песням, фильмам и книгам. Если вы посмотрите на них внимательно, многое будет понятно. Сначала они кажутся абстрактными, но, если вы проведете некоторое время с текстами песен, вы можете обнаружить, что они гораздо более ясные и цельные. Я всегда люблю читать сноски и ссылки в книгах или мелочи о фильмах, поэтому я хотел бы, чтобы наши слушатели также нашли время покопаться в наших текстах. Обычно повествовательная часть текста сочиняется в силу расширения фразы и использования игры слов или установления связей между ними.

— Расскажите о джазе Северной Ирландии: концерты с подобной музыкой собирают большие залы или находятся в подполье? Robocobra Quartet — скорее, выходцы из андеграунда или у вас сразу все было в порядке с залами и аудиторией?

— Мы — своего рода «белая ворона» джаза в Северной Ирландии. Мы не даем концертов в классических джазовых барах и не делаем каверов, потому что не знаем и уже не хотим знать, что нам делать с традиционными джазовыми стандартами и нужны ли они нам в нашей музыке. Нас отчасти приняла экспериментальная сцена. Однако считает нас до сих пор слишком попсовыми! У нас не очень большая аудитория, но это люди, которые хотят слушать музыку, задающую вопросы, а не подтверждающую то, что они уже знают. Иногда самый экстремально-авангардный спектакль предсказуем, как поп-песня на радио.

— На каких ирландских музыкантов помимо Robocobra Quartet нам следует обратить внимание в первую очередь? Назовите имена, ставшие классикой, и вспомните парочку фрешменов, которые уже дышат вам в спину.

— Нам нравятся Girl Band, Just Mustard, No Spill Blood. Нойзеры Icebear and Olivia Furey. Из фолка и акустики — Junior Brother, Lisa Hannigan, Joshua Burnside и Lankum.

— Вы когда-нибудь бывали в России? После московского концерта вы будете двигаться на север — выступите в Питере, а затем на фестивале «Инверсия» в Мурманске. Какие стереотипы, связанные с нашей страной, вы ожидаете разрушить? И какие стереотипы существуют о Северной Ирландии — тогда как на самом деле все не так?

— Мы никогда не были в России! Очень интересно побывать в новом месте. Обычно я не пью алкоголь, но недавно я посмотрел очень интересный документальный фильм об истории водки в России и производстве ее царями, который помог мне лучше понять культуру питья как форму контроля населения. В Ирландии алкогольная культура тоже весьма развита, и это может быть очень вредно для общества и отдельных людей. Так что, разрушая стереотип, касающийся культуры питья в России, мы надеемся разрушить тот же самый стереотип об Ирландии.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249337
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415979
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420308
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425540
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426885