12 сентября 2019Современная музыка
147

Вольфганг Фойгт: «GAS всегда был и будет связан с тайной»

Классик немецкого техно — о том, как он оказался в магическом лесу своего знаменитого аудиовизуального проекта GAS

текст: Ляля Кандаурова
Detailed_picture© Kompakt

13 сентября классик немецкого техно, один из основателей кельнского лейбла Kompakt Вольфганг Фойгт впервые покажет в Москве свой знаменитый аудиовизуальный проект GAS — «фантазию о звуковом теле где-то между Шенбергом и Kraftwerk». Первые релизы под маркой GAS Фойгт начал выпускать еще в середине 90-х — находящиеся на воображаемой точке пересечения немецкого романтизма, эмбиента и минимал-техно, они резко контрастировали с тем, что музыкант делал до этого. Выпущенный в 2000-м альбом GAS «Pop» был всеми признан opus magnum Фойгта и одной из важнейших электронных пластинок десятилетия, вернувшей интерес к эмбиенту. Однако, несмотря на успех и славу, немецкий продюсер взял паузу в долгих 17 лет — и возродил GAS, вернувшись к записи музыки и выступлениям, буквально пару лет назад. Перед появлением Вольфганга Фойгта в Москве Ляля Кандаурова вступила с ним в переписку по почте.

— Как бы вы описали эволюцию своих музыкальных вкусов — начиная с панковских дней вашей молодости?

— История моего музыкального взросления и изменений моего вкуса всегда была запутанной и сложной. Главный отпечаток на нее наложила моя любовь к игре с крайностями и противоречиями, к нарушению правил. Я всегда отличался тем, что слушал панк и диско, джаз и немецкие шлягеры, техно и классику одновременно. Однако все мои музыкальные работы и интересы исходили из поп-артовой точки зрения, в рамках которой любые жанр и стилистика могут быть использованы; всё — материал.

— Вы часто упоминали Шенберга и Вагнера — двух революционеров в области академической немецкой музыки — в качестве источников вдохновения для музыки GAS, называя, например, пластинку «Rausch» оперой. В чем именно эта связь?

— Меня всегда интересовали эти авторы и их музыка. Мне хотелось поэкспериментировать с такого рода отсылками, сочетая эстетику этих композиторов — очень далекую в смысле жанра и стиля от того, что я делаю, — с моими собственными идеями в области электронной музыки. Преодолеть, нивелировать правила, которые определяют границы между нами. Мой идеал — это сочинение новой, неслыханной музыки путем сочетания самых конфликтных, самых полярных вещей.

— Историю «умной» немецкой музыки как раз можно представить как тяготеющую к двум полюсам — абстрактно-структуралистскому (Брамс, Веберн, Kraftwerk) и чувственно-колористическому (Вагнер, Берлинская школа). То есть в идеале GAS — сочетание одного и другого?

— Именно.

GAS — слишком властная, чересчур заметная музыка, чтобы быть фоновой.

— Музыка GAS тесно связана с природой — кажется, она наблюдает не только за жизнью звука в природе, но и за тем, как там протекают процессы: изменчивость внутри статики. Этот образ «волшебного леса», в котором пребывает музыка GAS, — он важен для вас лично?

— Да, общеизвестно, что музыка GAS переплетена с идеей природного вообще и леса в частности. Кроме звуков физического мира она основана на голосах «естественных» акустических инструментов — валторн, различных струнных и т.д. Близость к природе находит и визуальное отображение: в кавер-арте, видео и визуализациях музыки GAS. Да, разумеется, весь космос GAS связан с моими собственными, очень личными и довольно давними, историями, с опытами, которые были получены в «моем собственном» зачарованном лесу. GAS всегда был и будет связан с тайной — чем-то, что заведомо не может быть прояснено и рассказано.

— Знаковый альбом GAS «Pop» — полностью отказывается от такого инструмента, как ритм, в то время как вы, записывая его, уже были легендой техно. Как вы ощущали себя, отказавшись от ритма, и почему вообще пошли на это?

— Как я уже сказал, меня привлекает напряжение, рождающееся в ситуации эксперимента. А что касается ритма — конечно, на самом деле я всегда помню про закон прямой бочки — первую заповедь техно. «Pop» — один из множества примеров, где можно видеть, как я соблюдаю этот закон и тут же нарушаю его, как будто лавируя в разных живых обстоятельствах, состояниях сознания и заповедных музыкальных территориях.

— Вы сказали однажды, что мультизадачность дается вам очень плохо. Как вы думаете, имеет ли смысл термин «эмбиент» теперь, когда любая музыка прослушивается как фон к какой-то другой активности (или нескольким сразу)? Вообще GAS — это эмбиент?

— Я никогда не считал GAS эмбиентом, хотя понимаю, что многим слушателям кажется, что в этой музыке есть эмбиентные черты, и я готов примириться с этим. Сам я очень люблю эмбиент, и мне нравится идея чего-то гипнотически-минималистского, что может звучать неограниченно долго. Это очень удобно, например, когда делаешь уборку. Но я все же скажу, что GAS — слишком властная, чересчур заметная музыка, чтобы быть фоновой.

— Все обложки пластинок GAS — вариации одной визуальной идеи. Откуда она взялась? Обложки с самого начала задумывались как серия?

— Все обложки GAS основаны на моих собственных фотографиях, сделанных в лесу в начале 90-х. На них — мой личный поп-арт на тему жизни дерева. Поскольку они основаны на серии фоторабот, можно сказать, что они могут восприниматься как самостоятельный арт-проект, а могут — как визуальный эквивалент музыки.

© Kompakt

— Названия треков на альбомах GAS тоже одинаковые — это название пластинки плюс порядковый номер. Это сознательный минималистский ход или вам это просто неважно?

Less is more. Хотя, конечно, названия имеют значение. Они очень важны. Иногда одно точное слово может раскрыть секрет или объяснить целый мир. В музыке GAS тому же служат и цвета обложек, и порядковые номера.

— Что именно услышит публика в «Мутаборе» — классические треки GAS или программу-импровизацию?

— По моему плану, это будет безостановочный аудиовизуальный трип через психоделический звукошумовой лес фантазий и видений. А в основе будет некий концентрат эстетики GAS.

— Вообще в какой мере то, что звучит на ваших лайвах, предопределено, а в какой — изобретается здесь и сейчас?

— Есть фундамент, основа, от которой можно отталкиваться. Но потом — никогда не знаешь, в каком направлении ты потеряешься в лесу, как в лабиринте. GAS — это GAS.

— Есть такая русская традиция — в лесу собирать грибы. Каждый русский делал это хотя бы раз в жизни. Вы любите собирать грибы? Какие?

— Да, мы в Германии тоже это делаем, и мне приходилось. Те грибы, что я находил, помогали мне взглянуть на лес совершенно иначе, по-новому.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886