«Кто-нибудь знает хоть что-нибудь о Скотте Уокере?» — вопрошал Дэвид Боуи в документальном фильме «Scott Walker: 30 Century Man», продюсером которого он сам и выступил. В 1960-е о группе TheWalker Brothers, где Скотт Уокер был лидером, знали все — одно время их фан-клуб даже превышал численностью фанатское сообщество The Beatles. Идеальный романтический герой с фантастическим баритоном, излучающим какое-то потустороннее свечение, — таким был Уокер во времена коммерческого триумфа своей группы — в 1965—1968 годах. Таким его хотели видеть продюсеры и музыкальная индустрия — исполнителем богато оркестрованных баллад вроде «The Sun Ain't Gonna Shine Anymore», попавшей на первое место британского чарта. Для них это был идеальный материал. С самого начала его карьеры было понятно, что его голос, как хорошее вино, с возрастом будет становиться все лучше: с годами молодого героя-любовника можно будет превратить в глазах аудитории в респектабельного мужа, а потом и в мудрого отца семейства, заслуженного крунера наподобие Фрэнка Синатры, аккуратно выпускающего альбомы с золотыми нетленками к каждому Рождеству. Но возникла небольшая проблема — они совсем не знали, кто такой Скотт Уокер.
«The Sun Ain't Gonna Shine Anymore»
Артист, родившийся в Огайо под именем Ноэл Скотт Энгел, сворачивал с любых проторенных индустрией дорожек. Его тяготили девичьи истерики на концертах, тяготила необходимость исполнять песни, построенные по одной, пусть и удачно опробованной, формуле. После распада TheWalker Brothers его сольная карьера какое-то время выглядела благополучной: первым трем альбомам, на которых Скотт Уокер не только блестяще перепевал лучшие вещи Жака Бреля (его версии «If You Go Away», «My Death» и «Amsterdam» можно назвать образцовыми), но и сам представал очень серьезным автором, сопутствовал коммерческий успех. Но его лучшая пластинка 1960-х «Scott 4», на которой певец окончательно отказался от наследия Бреля и других классиков, записав свои лучшие вещи вроде «The Old Man's Back Again» (эмоциональный отклик на ввод советских танков в Прагу в 1968-м), «TheSeventh Seal» (отсылка к «Седьмой печати» Ингмара Бергмана) и «Angels of Ashes», продавалась очень плохо. Певец остался без контракта и вынужден был начинать с чистого листа.
«Angels of Ashes»
За последующие десятилетия Скотт Уокер как великий аутсайдер повлиял на множество исполнителей, но не смог (а скорее, не захотел) вернуть внимание широких масс. Глэмовые и театрализованные 1970-е «достались» Дэвиду Боуи, не скрывавшему своего восхищения американцем и копировавшему его вокальную манеру. На единственном за все 1980-е альбоме певца «Climate of Hunter» не нашлось места ни для одного хита, зато половина песен называлась просто «Трек № 3», «Трек № 5» или «Трек № 6». Уокер 2000-х и 2010-х — это череда отличных, но непростых для восприятия работ, изданных на эстетском лейбле 4AD, где певец будто бы окончательно запутал свои следы. Пробирающие до мурашек гитары в «Cossacks Are». Припадочный свинг в «Epizootics». Удары хлыстов и мрачнейшая атмосфера в композиции «Brando», записанной, как и весь альбом «Soused», с металлическими экспериментаторами Sunn O))). Назовите еще хоть один случай, когда артист на седьмом десятке пускается в эксперименты, которых ждешь, скорее, от жадных до новых звуков новичков.
«Cossacks Are»
Возвращаясь к вопросу Дэвида Боуи: что же мы знаем о Скотте Уокере? Очень немногое. Что у него было мало друзей — но все они были хорошими. Что он боготворил свою вторую родину — Великобританию, где жил с 1960-х годов. Что он, по собственному признанию, часто ездил на велосипеде и врезался во все подряд, а на редчайшие интервью приезжал на автобусе. В отличие от Боуи, который окончательно стер границу между своей жизнью и искусством и даже из собственной смерти сотворил финал какой-то грандиозной пьесы, Уокер не оставил никаких намеков о своем уходе — и мы даже не знаем, отчего он, собственно, умер. От Скотта Уокера будто бы остался лишь голос — как яркий луч, прорывающийся сквозь толщи темноты. Но его достаточно, чтобы сообщить все, что нам надо знать.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова