Steppa Style и регги с севера

Москвич, представляющий российский дэнсхолл на Западе, — о том, что происходит с регги в мире и в России

текст: Елена Вахник
Detailed_picture© Steppa Style

Когда слушаешь Steppa Style в записи, то представляется, что музыкант — чернокожий житель окраинных лондонских кварталов. На деле это москвич без каких-либо африканских корней и даже без дредов по имени Степан Волков, ведущий радио «Мегаполис ФМ». Steppa Style — чуть ли не единственный русский регги-исполнитель, известный за рубежом, который гастролирует по всему миру и записывается со звездами мирового дэнсхолла — General Levy, Congo Natty, Deadly Hunta, Ragga Twins, Skarra Mucci и другими.

— Ты поешь на ямайском патуа; как ты освоил это наречие?

— Я не могу сказать, что это прямо ямайское патуа. Но это английский, измененный в каких-то моментах. Я учился в специальной английской школе, постоянно общался с людьми, музыкантами из Англии и с Ямайки.

— Как ты занялся музыкой?

— Я катался на сноуборде, слушал хип-хоп, читал фристайл на сноубордических тусовках. И тогда, в начале 2000-х, все было не так, как теперь на Versus, когда ребята придумывают тексты дома и приходят на баттл с классной отшлифованной заготовкой. У нас было так: выпил — и понеслась, на ходу придумывали тексты и ритмы. Когда-то это было некрасиво, когда-то получалось, но это была экспрессия здесь и сейчас.

— Откуда интерес именно к регги?

— Боб Марли был всегда. Потом я в школе купил кассету The Prodigy, потом диск «1000% Jungle Anthems» — все это органично сочеталось с хип-хопом, мне нравилась разная музыка. Потом я приехал на дачу к друзьям, кто-то включил ямайский сборник, и это был уже не roots, как у Боба Марли, а раггамаффин. Я как сейчас помню: там были Buju Banton, Capleton, Sizzla. И мне так это понравилось! В хип-хопе более-менее обычные голоса. А здесь были голоса мощные, как раскат грома, как сказал RasKar. То есть очень жирный, насыщенный голос. И меня это очень зацепило — ритм, секция, бас и жесткая, экспрессивная подача.

— Ты ведешь передачу о регги на «Мегаполисе ФМ». Что сейчас происходит в этом мире?

— Очень много регги выходит каждый день. На Ямайке это дэнсхолл, каждый день — новые «риддимы» (от слова rhythm — инструментальная версия песни в регги. — Ред.). Хорошо сейчас идет new roots (Protoje, Chronixx, Iba Mahr): ямайцы устали от танцевальной музыки без смысла, которую современные артисты (например, Tommy Lee и Alkaline) «щелкают», — это музыка, которую мы не играем на радио в принципе. Это треки, делающиеся за один день, чисто для танцпола, не душевная какая-то музыка, а то, что я называю «пластмассовый дэнсхолл». И это просто миллионы треков, среди которых редко встречается что-то достойное. Но по всему миру появляются новые хорошие артисты, устраиваются фестивали. Развитие регги, как и джангла, идет волнами. Пик — спад, пик — спад. Может быть, следующая волна популярности будет у регги и дэнсхолла, которые взойдут вместо трэпа. Но я что-то в этом сомневаюсь. Думаю, дальше будет мода на грайм, гэридж и бейслайн. Но вообще-то это из одного стержня все. Грайм — это не стандартный хип-хоп-бит, он специфический, и он пошел от тех же ямайских MC.

Техно выжимает все.

— Ты часто выступаешь в Европе. Там популярны регги и дэнсхолл?

— В Европе на регги-концертах всегда собирается много людей. И это приличные люди, это не хиппи какие-то или что-то еще. Это нормальные, обычные люди, такие же, как мы, которые работают, делают что-то. И они ходят на эту музыку, они знают треки, понимают, о чем эти треки. В Германии много регги- и дэнсхолл-саундсистем, работающих с 90-х годов. Там есть Gentleman, который жил на Ямайке, и сейчас он — один из топовых регги-артистов мира. В Европе, конечно, очень большая поддержка со стороны иммигрантов, потому что на вечеринках, как правило, половина людей — это черные иммигранты. У нас тоже ходили такие люди в клуб «Культ». Черные несут с собой эту культуру и музыку, тянут своих друзей. Но дело не только в них. Дело в том, что люди знают английский, они открыты, есть какое-то понимание культуры. Они могут взять и слетать на Ямайку, отдохнуть, сходить в музей Боба Марли, прикоснуться к истории.

— Какое будущее у регги в России?

— Эта музыка по-прежнему очень сильно андеграундная, очень специфическая для россиян, которые не понимают, что это за культура такая. Там еще прикручена религия — растафарианство. Для них все это дико, неорганично, что-то такое непонятное откуда-то оттуда. Да даже если и не вникать, для них это музыка каких-то укурышей. Люди в России зажаты, озлоблены, и еще какое-то регги им навязывают! Зачем нам это нужно! Мы будем слушать русский рэп про подъезд, о том, как все фигово у меня на Севере в городке, где живет 20 тысяч человек. Это намного органичнее, чем какое-то регги. И я буду один здесь со своим регги сидеть, грезить о Ямайке: «Как сильно я бы хотел туда поехать, но у меня никогда не будет денег на это». У молодежи популярен русский рэп, популярно техно, популярно просто включить что-то с iPod, неважно что — главное, что это тусовка под названием «кури-бухай». Но это не только в регги-музыке. Недавно я говорил с ребятами из драм-н-бэйс-команды Electrosoul System — то же самое. Андеграунд-музыка еще глубже уходит в андеграунд. Техно выжимает все.

— Не слишком ли пессимистично?

— Когда я ездил выступать на фестиваль Uprising (большой регги-фестиваль в Словакии. — Ред.), мне говорили: «О, ты из России! Как у вас дела? Что там происходит?» Я отвечал: 10 лет возим артистов, выступаем, продвигаем эту музыку и живем надеждой. Я не хотел это говорить, но на самом деле я говорю, что у нас печаль. Но я все равно верю в то, что будет лучше. В целом главное — как ты относишься к этому, правильно? Я отношусь к этой музыке с любовью. Она так же, как и 10 лет назад, зажигает меня, я взрываюсь, прыгаю, играю, кричу: «Да, давай!» По-прежнему есть какой-то «массив» — люди, которым это нравится, которые следуют за нами. И когда меня спрашивают: «Как ты думаешь, много ли людей слушает твою музыку?» — я говорю: «Если даже один человек будет слушать, я буду продолжать делать эту музыку. Если даже ни один не будет слушать, я все равно буду продолжать это делать ради творчества».

8 сентября Steppa Style выступит на крыше московского Rolling Stone Bar после показа фильма с его участием «Регги с севера» (в котором также снимались Ли «Скрэтч» Перри, Артемий Троицкий, Децл, Герберт Моралес, Коля Маню и другие).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249358
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426900