17 августа 2016Современная музыка
990

Рейв — наш

Как появилась танцевальная электроника в России: Тимур Новиков, «Новые композиторы», клуб «Танцпол», Gagarin Party и другие

текст: Наталья Кострова

14 декабря 1991 года в Москве, в павильоне «Космос» на ВДНХ, состоялся Gagarin Party — первый в истории города рейв, после которого андеграундная культура танцевальных вечеринок и электронной музыки вышла в массы. Организовали его, как ни странно, не москвичи, а гости столицы — художники и музыканты из Петербурга, первые русские диджеи и промоутеры. В 25-ю годовщину Gagarin Party и накануне фестиваля «Остров-1991», в программе которого — круглый стол и отдельная электронная сцена, посвященные истории русского рейва, COLTA.RU вспоминает, с чего началась танцевальная электроника в России.

Приходите на «Остров-91»!
Вход бесплатный. Программа — тут.

1986—1987

В Ригу на музыкальный фестиваль приезжает группа «Кино», а вместе с ней Сергей Курехин и художники Георгий Гурьянов и Тимур Новиков. Там они знакомятся с немцем Максимилианом Ленцем, известным также как DJ Westbam, от него впервые слышат электронную танцевальную музыку, впервые видят, как под нее танцуют. В Петербург компания возвращается с осознанием того, что в СССР никто понятия не имеет о танцевальных вечеринках, и быстро принимается за дело.

Тимур Новиков, художник: «Развитие клубного движения в России происходило на моих глазах. Мы с Сергеем Курехиным, Георгием Гурьяновым и группой “Кино” ездили в Ригу. Прогуливаясь по рижским окрестностям, мы встретили также выступавшего на фестивале молодого человека из города Берлина, диджея Вестбама, который тогда звался еще Вестфалия Бамбатта, и сразу после знакомства мы стали хорошими друзьями с ним и даже пригласили принять участие в выступлении “Поп-механики”. Вестбам тогда занимался созданием новой музыки из старой — тем, что теперь называется ремейк или ремикс. Теоретически я занимался этим вопросом с начала 80-х и называл это перекомпозицией. Его музыка очень соответствовала моим разработкам, которые я производил с группой “Новые композиторы”».

(Из статьи «Как я придумал рейв», написанной Тимуром Новиковым для журнала «ОМ» в 1996 году)

Сергей Бугаев (Африка), художник: «В Петербурге все началось с того, что цельный и единый круг людей, в который входили известные на тот момент персонажи русского (постсоветского) андеграунда, с самого начала воспринял появление электронной музыки с радостным энтузиазмом. Мы с Гребенщиковым в 1983—1985 годах доставали нелегально привезенные в СССР пластинки Visage, Depeche Mode и переписывали их на бобины. “Поп-механика” Сергея Курехина всегда интересовалась всем, что происходит в области звука, и однажды они поехали в Ригу и встретили там диджея Вестбама. Мы впервые увидели диджея, сводящего пластинки. Это так понравилось Курехину, что мы тут же пригласили его выступать в составе “Поп-механики”. Пластинка, на которой Westbam скретчит на фоне “Поп-механики”, — величайшая редкость. Можно сказать, это явилось символическим стартом русского техно. Тогда все собирались узким кругом на улице Воинова, в сквоте Тимура Новикова. Музыка там крутилась на совершенно невероятных советских вертушках “КорВет”. Кстати, когда их увидел Вестбам, он чуть не окосел от их дизайна».

(Из материала «Винильное небо» в журнале «Собака»)

1989

В Доме культуры работников связи Тимур Новиков организует серию вечеринок на дискотеке «Курьер». Фактически это были первые гей-пати, потому что именно там впервые стал появляться переодетый в Мэрилин Монро художник Владислав Мамышев. Тот факт, что статья 121 УК за мужеложство еще не была отменена (ее отменили лишь в 1993-м), придавал всему происходившему оттенок социального протеста.

Тимофей Абрамов, художник, участник арт-группы «Речники»: «Еще до знаменитого первого русского рейва “Гагарин-пати” Новиков стал идеологом вечеринок на дискотеке “Курьер” в ДК связи. Болтались там абсолютно все: от группы “Колибри” до завсегдатаев танцпола на Фонтанке, 145. Главными заводилами были переодетые травести. Владик Мамышев наряжался в Мэрилин Монро, художник Денис Егельский изображал Тину Тернер, а был там еще такой гей Коля по прозвищу Николетта. Тимур, тогда еще молодой и задорный человек, танцевал в шортах. Техно-музыка нравилась ему еще и тем, что подтверждала его теорию перекомпозиции во всех областях искусства — о том, как при помощи готовых шаблонов создается нечто принципиально новое».

(Из журнала «Афиша-Петербург»)

Фильм Юриса Лесника о Фонтанке, 145

Сергей Бугаев (Африка), художник: «Результатом перестроечного времени и горбачевского “окультуривания” стало то, что в 1989 году Тимур Новиков организовал первый gay-friendly-рейв в ДК связи, на котором выступал DJ Янис из Риги. Одновременно это была первая выставка “Новых художников”: Георгия Гурьянова, Дениса Егельского, Владика Мамышева-Монро. По воспоминаниям самого Тимура, предпочтение на входе отдавалось геям и людям, не уступающим им в экстравагантности. Вечеринка закончилась ровно в полночь, когда одуревший от всего происходящего представитель администрации вышел на сцену и потребовал от присутствующих разойтись».

(Из материала «Винильное небо» в журнале «Собака»)

Апрель-1990

На третьем этаже дома № 145 на Фонтанке братьями Андреем и Алексеем Хаасами и их приятелем Михаилом Воронцовым была обнаружена огромная пустующая квартира с камином и эркером, которой суждено было стать первым российским техно-клубом. Дом был почти полностью выселен — большинство квартир было превращено в сквоты предприимчивыми художниками. В последующие два года именно на Фонтанке происходили самые удивительные, самые странные события — например, спонтанный квартирник группы Boney M, — и здесь же была придумана Gagarin Party.

Андрей Хаас, промоутер, писатель: «Это была типичная ситуация для творчески настроенных бездельников начала девяностых годов: найти заброшенную квартиру, а лучше целый дом, поселиться там, слушать музыку, курить траву, встречать гостей и не интересоваться ничем, кроме собственных развлечений. Не избежал этой приятной участи и я: вместе с братом Алексеем мы нашли роскошную квартиру, выгнали оттуда бомжей, навели порядок и вообразили себя художниками. Тогда это было очень модно — быть художником. Очень скоро в гостеприимную квартиру пожаловали “Новые художники”, просторные апартаменты стали местом постоянных встреч. А дальше события стали развиваться стремительно. Поскольку основным занятием поселенцев этой квартиры было развлечение, они стали постепенно превращать ее в клуб: появились первые вертушки и пластинки, стены увешали примитивными лампочками и украденными с фасадов домов неоновыми трубками, появились неисчерпаемые запасы шампанского, выработалась стройная система работы. Целый год клуб существовал как призрак: о нем знали все, но непосвященные не могли в него попасть. Впоследствии появилось название — “Танцпол” — слово, значение которого тогда толком никто не понимал».

(По материалам журнала «Собака»)


Январь-1991

Справедливости ради нужно отметить, что с исторической точки зрения первым русским рейвом все же была не Gagarin Party, а серия вечеринок в Ленинградском планетарии, где подрабатывали «Новые композиторы» — Игорь Веричев и Валерий Алахов. Днем они озвучивали детские спектакли о звездных скоплениях, галактиках и квазарах, а ночью учились сводить пластинки, как настоящие диджеи.

Валерий Алахов, музыкант, участник проекта «Новые композиторы»: «В 1988-м я стал главой творческого объединения “Научная фантастика”. В то время любой, кто придумывал себе громкую должность, мог рассчитывать на сотрудничество с государственными организациями, потерявшими всякую бдительность из-за перестройки. Так мы оказались в планетарии и в Звездном зале проводили лекции-композиции для детей и взрослых. Спектакль “Контакты третьего рода” 1989 года стал нашим самым удачным мероприятием — его фонограмму впоследствии даже издавали на кассетах и CD. Затем в тесном сотрудничестве с нашими друзьями — братьями Хаас, Мишей Вороном и Георгием Гурьяновым — мы пригласили диджеев Яниса Крауклиса из Риги, Вестбама из Берлина и проект Low Spirit. Первая вечеринка прошла в январе 1991-го — с организацией было множество проблем, до нас ведь никто не устраивал в Петербурге рейвов на официальном уровне. После нескольких довольно невнятных вечеринок наш творческий коллектив разделился на два фронта — дележка денег привела к разрыву отношений. Позднее власть в планетарии, как и во всей стране, захватили бандиты. Сотрудничать с ними не было никакого желания, поэтому в 1992 году наша “Научная фантастика” покинула локацию, а директор самого планетария Станислав Яковлевич Дудко вскоре умер от сердечного приступа — бандиты довели его».

(Из материала в журнале «Собака»)

Декабрь-1991

В павильоне «Космос» на ВДНХ состоялся первый в истории двух столиц рейв Gagarin Party. К неописуемому ужасу организаторов, на него пришло почти три тысячи человек. Отсутствие гардероба — и гардеробщика — никого не смущало. Зато все обратили внимание на необычную музыку и танцы. Собственно, 14 декабря 1991 года можно считать днем, когда Москва в последний раз спала спокойно: почти сразу в городе начинают стихийно открываться клубы и проводиться вечеринки.

Михаил Воронцов (DJ Миха Ворон), диджей: «Как-то к нам на Фонтанку приехали двое — Иван Салмаксов и Женя Бирман, молодые бизнесмены, занимавшиеся в Москве организацией разных мероприятий для иностранцев. Они стали появляться у нас каждые выходные и вдруг выступили с конкретным предложением: “Давайте сделаем вечеринку в Москве! У нас есть знакомые, то-се, пятое-десятое! Называться все это будет Gagarin Party — как вам?” Собственно, это они придумали и название, и концепцию, а мы только разделили между собой обязанности и все это сделали. На Gagarin Party было три тысячи человек. Никто из нас не был готов к такому количеству посетителей. Кроме того, павильон “Космос” выглядел тогда несколько иначе, чем сейчас. Это был настоящий музей: на постаментах стояли спутники, двигатели, детали орбитальных кораблей, антенны. Так что, несмотря на огромные размеры павильона, места для людей там было совсем немного. Проблемы приходилось решать даже не на ходу, а на лету. Это была зима, декабрь месяц, павильон не отапливался. Леша Хаас поставил обогреватели в одну очень длинную линию. И воздух нагрели, и выглядело это красиво. А когда началась вечеринка, то вдруг выяснилось, что забыли нанять гардеробщиков, и я часа два развешивал куртки и пальто. Для москвичей это было в новинку. Они ломились страшной толпой. Спонсором всей истории была фирма Krin. Не помню как, но как-то мы их на это дело развели. Хотя в итоге все равно оказались в минусе — коммерчески это совсем не оправдалось. Однако мы не опустили руки и буквально через несколько месяцев — на День космонавтики — сделали Gagarin Party 2. На нее пришло уже пять тысяч человек, но мы были уже к этому готовы».

(Из книги «Рейволюция. Как это было на самом деле» Олега Азелицкого и Кирилла Иванова («Амфора», 2007))

Трейлер фильма «180 Beats Per Minute». Режиссер Ольга Дарфи

Март-1992

Московский промоутер Олег Цодиков и Алексей Хаас организуют вечеринку «Минкульт» в Москве. Дело происходило в красивом особняке в центре города, что идейно отсылало к эстетике Фонтанки, 145. Но, в отличие от подпольного петербургского клуба в сквоте художников, «Минкульт» был сделан с московским размахом: вечеринка происходила на двух этажах одновременно, на входе гостей встречала оперная певица.

Олег Цодиков, промоутер: «В марте 1992 года мы Лешей Хаасом сделали в старинном особняке примечательную вечеринку “Минкульт”. Это, пожалуй, был первый клубный карнавал в Москве. Там было много всего намешано — и техно, и декорации, и картины, — и в итоге получился гибрид рейва с художественной галереей. Причем люди довольно быстро приняли правила игры, и практически все пришли в карнавальных костюмах. Мы попросили художников из группы “Арт-Бля” сделать декорации для “Минкульта”, предоставили им полную свободу действий. Результат мы увидели всего за сутки до вечеринки и, честно сказать, пришли в ужас. Все разрушили и в итоге сделали все сами, потратив на это часов двадцать. Получилось очень даже красиво. На входе гостей встречали молодые люди в майках “Минкульт”. На первом этаже были танцпол со сценой и приглашенная оперная певица, народная артистка России. Она отказалась от микрофона, и, когда в какой-то момент заголосила, пение ее услышала лишь пара рядом стоящих человек. Она, конечно, обиделась и ушла. Точно помню, что на этой вечеринке играл DJ Грув. Он тогда еще не был звездой и только приехал в Москву из Питера, но у него уже была репутация настоящего фаната своего дела. На “Минкульте” он играл правильную и жесткую музыку, и люди очень хорошо это приняли — тогда никто не боялся экспериментов и не ждал от диджеев знакомых напевов».

(Из материала 44100.com)

Апрель-1992

Вечеринки «Мобиле» на велотреке в Крылатском в Москве организуют все те же Евгений Бирман и Иван Салмаксов, а ходят на них все те же, кто был на Gagarin Party.

Владимир Фонарев (DJ Фонарь), диджей: «На вечеринках “Мобиле” по велотреку катались люди на велосипедах. Минимальный свет, по квадрату стояли колонки, а вокруг всего этого по самому периметру катаются велосипедисты. Над велотреком нависала судейская будка, а на ней стояли вертушки. Ощущение возникало фантастическое. Я помню, что не уходил с танцпола с полуночи до шести утра. Оттуда невозможно было уйти. Несколько месяцев после Gagarin Party все только и делали, что ходили по вечеринкам».

Июнь-1992

Московские промоутеры Тимур Ланский и Алексей Горобий на свой страх и риск проводят Gagarin Party 3. Все там же, в павильоне «Космос», но уже без помощи петербургских коллег. С этого момента русские рейвы перестают быть сугубо культурным явлением. Начинается эпоха больших клубов и больших денег, о которой уже много раз было сказано.

Тимур Ланский, промоутер, ресторатор: «В 1992 году мы с Лешей сделали Gagarin Party 3. Про питерцев и про их “Гагарин” мы знали лишь со слов нашего друга Лелика, который бывал в сквоте на Фонтанке, а нам потом рассказывал про то, как люди проигрывают на вертушках виниловые пластинки, как мелодии одна в другую переливаются, как сказочной красоты девушки под это танцуют. Для наших неискушенных мозгов это было удивительно. Наша вечеринка была 1 июня — на следующий же день после открытия дискотеки “У Лис'са” в “Олимпийском”. По такому случаю ночь мы с Лешей провели, прохаживаясь по стоянке вокруг спорткомплекса и раскладывая флаеры под автомобильные дворники. А потом было страшно: мы ходили по павильону “Космос” с карманами, набитыми деньгами — выручкой от входа, а в час ночи нанятые нами девять борцов перестали справляться с потоком людей, и огромная толпа рванула вовнутрь».

(Из материала «Повесть о настоящем рейвере»)

* * *

20 августа в Парке искусств МУЗЕОН в рамках фестиваля «Остров-1991» пройдет круглый стол «Рейв — наш», на котором участники и свидетели событий Валерий Алахов («Новые композиторы»), Юрий Орлов («Николай Коперник»), Денис Одинг («Корпорация счастья»), Дмитрий Шаля («Не спать») и Андрей Бухарин (Rolling Stone) обсудят появление танцевальной электроники и клубной индустрии в России (14:30—15:45, Летний кинотеатр МУЗЕОН).

В 17:45 рядом с фонтанами на набережной у ЦДХ начнется музыкальная программа «Рейв на “Острове”», где выступят патриархи российской электронной музыки — «Новые композиторы» и Юрий Орлов («Николай Коперник») — и ее новое поколение: Сергей Сабуров, Acid Mafia и Pixelord — продюсеры лейбла Hyperboloid Records, воскрешающие дух рейва 1990-х.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249338
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420309
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886