27 сентября 2017Медиа
183

«Очевидное»: краткий курс гендера

Один из самых сексуально откровенных сериалов в истории жанра даже не пытается скрывать свои дидактические намерения

текст: Яна Гриднева
Detailed_picture© Amazon

На днях на Amazon вышел четвертый сезон сериала «Очевидное» Transparent»), и медиа в четвертый раз захлестнула волна восторженных рецензий. Набравший целый букет «Эмми» и «Золотых глобусов» сериал стал первой в истории телевидения попыткой сфокусироваться на личных и общественных аспектах трансгендерного перехода. Что еще важнее, вместе с протагонистом Морой (или Моппой, от английских mom и poppa), экс-отцом еврейской семьи из Лос-Анджелеса, в склонный к упрощениям мир сериалов проник целый легион актуальных гендерных идей и разногласий.

Наш исторический момент очарован и одержим гендерным вопросом. Все те, кто раньше существовал за границами видимости, в сфере закрытых дверей и кличек, сегодня находятся в самом центре внимания. Даже в обществе, где ЛГБТК чаще всего демонизируют, вопросы гендера обсуждаются всюду и всеми. И не важно, что именно все думают. Намного важнее, что думают об этом действительно все. Для людей, чье существование на протяжении веков было связано с секретностью и чувством стыда, само открытое присутствие во всех возможных дискурсах, от общественно-правового до культурного, — это победа.

Реакцию популярной культуры на бушующее в обществе гендерное и сексуальное разнообразие можно смело назвать заторможенной. С одной стороны, уже в начале 90-х ни один американский сериал не мог обойтись без гея или лесбиянки. Проблема в том, что существовали эти персонажи где-то на заднем плане и, как правило, были комическими. По мере нашего углубления в новый миллениум ситуация меняется. Число представителей ЛГБТК на телеэкранах постоянно растет, а комический элемент превращается в трагический. Лучший пример установившейся в масскульте сентиментальной толерантности — пожалуй, сериал «Анатомия страсти», где каждый эпизод рябит от персонажей всех цветов радуги и кто-то постоянно обижает геев.

© Amazon

«Transparent» же берется за гендерную тему не для галочки в строке «политкорректность», а с целью объяснить массовому зрителю, что именно мы называем гендером, что — сексуальностью и как со всем этим жить. При этом один из самых сексуально откровенных сериалов в истории жанра даже не пытается скрывать свои дидактические намерения.

Обучение — важнейший элемент «Очевидного». В первую очередь, учится семья главной героини, Моры (Джеффри Тэмбор). Постоянно, снова и снова, две сестры, брат и их мать объясняют друг другу и всем окружающим, что такое трансгендерность. При этом критики сериала справедливо замечают, что перекочевавшее к нам из XIX века клише «родился не в своем теле» здесь звучит слишком часто. Но попытки объяснить и принять непривычную идентичность на этой фразе все-таки не заканчиваются. Скорее, «Transparent» настаивает, что никто, даже сама Мора, не может до конца понять и адекватно описать опыт войны с традиционными гендерными определениями.

Яснее становится только одно: трансгендерный переход — это не прыжок из точки А в точку Б, а процесс, у которого нет ни конца, ни начала. Ежеэпизодно Мора сталкивается с новыми и новыми вопросами. Самый заметный из них — вопрос выбора сексуального партнера. Изначально трансгендерный переход не влияет на ее предпочтения: долгое время она состоит в отношениях с цис-женщиной (цисгендерность — совпадение гендерной идентичности с биологическим полом. — Ред.) Вики. В последнем же сезоне место Вики занимает цис-мужчина Дональд, и Мора вынуждена пройти сквозь очередную серию болезненных объяснений с членами семьи. Каминг-аут в сериале — это не одно быстрое движение сродни срыванию пластыря, а состояние, связанное, помимо всего, с необходимостью постоянно объясняться и оправдываться, — таково на данный момент требование общества к любому, кто отклоняется от «нормы».

Реакцию популярной культуры на бушующее в обществе гендерное и сексуальное разнообразие можно смело назвать заторможенной.

Хотя усилия Моры и сконцентрированы на том, чтобы перестать играть роль мужчины в общественном устройстве, полностью отказаться от привилегий своего биологического пола она не способна. Настаивая, чтобы дети перестали называть ее папой, она абсолютно неспособна отступить от роли патриарха. Это особенно заметно в последнем сезоне, где вся семья отправляется в Израиль. Во время путешествия Мора налево и направо раздает снисходительные разрешения и указания, вновь и вновь утверждаясь в роли лидера семейного клана.

«Очевидное», таким образом, затрагивает болезненный момент в жизни транс-сообщества: его натянутые отношения с феминистками. Один из самых незабываемых моментов сериала — разговор между Морой и Лесли Макиноу (Черри Джонс), состоявшийся еще во втором сезоне. Лесли — профессор кафедры гендерных исследований, куда хочет поступить младшая дочь Моры, Али (Гэби Хоффман). В рамках полуофициальной встречи в университетском кафе она напоминает Море, как, будучи еще мужчиной, Мортом, главным редактором университетской газеты, тот в течение 10 лет принимал в редакционный совет только мужчин и однажды — молодую девушку с огромной грудью. Лесли, как мы узнаем, была не только одной из отвергнутых Морой кандидаток, но и участницей феминистической группы, боровшейся за равноправие мужчин и женщин в академической среде. Мора пытается извиниться: «Мне должно быть стыдно за то, что я делала в те годы. Но, если честно, я даже не очень хорошо помню, что тогда случилось». На что Лесли отвечает саркастически: «Понятное дело, зачем вам помнить». Лесли отказывается видеть в Море нового человека, рожденного в момент первого каминг-аута. Отказывается следовать идее «полного перерождения», часто встречающейся в транс-дискурсах. Для Лесли прошлое Моры, в котором та была привилегированным белым гетеросексуальным мужчиной, не замечавшим, что у него под носом женщины боролись за право быть полноправными членами академии, нестираемо.

© Amazon

Это не значит, что Мора не сможет стать настоящей женщиной — так как никогда в полной мере не ощущала давления патриархата. Скорее, это ведет нас к заключению, что женщину каждый себе придумывает сам и что, возможно, слов «женщина» и «мужчина» мало для описания всех возможных вариантов существования в обществе. Показывая нам эту натянутую беседу одетой в старые джинсы и майку Лесли и аккуратно накрашенной, побрякивающей огромными серьгами Моры, «Transparent» наводит на мысль, что «женщина» и «мужчина» — это перетекающие в друг друга концепты, не существующие по отдельности.

В новом сезоне тема привилегий выходит на первый план. Кажется даже, что на своем четвертом витке сериал вошел в зону здоровой, но беспощадной самокритики. Когда семья Феферменов (скажем прямо — богатых американских евреев) приезжает в Израиль, одной из главных тем становится палестино-израильский конфликт. Али, дочь Моры и на данный момент — успешная аспирантка на кафедре гендерных исследований, в рамках своей работы развивает параллели между патриархатом и Холокостом. И, будучи женщиной и еврейкой, склонна рассматривать себя как жертву, представителя маргинализированных и безголосых. Но в Израиле же она знакомится с палестинской активисткой Лайф и, посетив Рамаллу, осознает, что в этой части света она уже не жертва, а агрессор.

При этом создатели сериала мастерски избегают подводных камней, поджидающих любой сериал, который расширяет фокус своей социальной и политической ангажированности: «Transparent» не создает иерархию несправедливости. Проблемы национальной политики, прав ЛГБТК и религии в четвертом сезоне так мастерски перемешаны, что ни одна из них не выходит на первый план. Вместо этого нам предлагается мысль, что все виды дискриминации в этом мире неразрывно связаны.

Каминг-аут в сериале — это не одно быстрое движение сродни срыванию пластыря, а состояние, связанное, помимо всего, с необходимостью постоянно объясняться и оправдываться.

Помимо свежего геополитического аспекта паломничество героев в Святую землю приносит развязку одной из параллельных сюжетных линий. На протяжении трех сезонов мы наблюдали флэшбеки, переносящие нас в Берлин времен Веймарской республики. Здесь, в Институте сексуальных наук доктора Магнуса Хиршфельда, автора термина «трансвестит», живет Гиттель — очаровательной внешности транссексуал и, как постепенно выясняется, тетя (изначально дядя) Моры. Эти флэшбеки в «Transparent» — способ рассказать о том, как развивалась мысль о трансгендерности в истории. Сериал напоминает, что борьба за права так называемых меньшинств началась задолго до Стоунволлских бунтов в Нью-Йорке. В Берлине конца XIX века Магнус Хиршфельд развернул кампанию по сбору подписей за отмену 175-й статьи Уголовного кодекса Пруссии, которая предусматривала наказание за гомосексуальные контакты между мужчинами. Среди подписавшихся были Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Эмиль Золя, Герман Гессе и Томас Манн. Кампания была прервана Первой мировой войной. Отмены злосчастной статьи Хиршфельд так и не добился, зато по его рекомендации Берлин стал выдавать специальные паспорта трансвеститам — людям, к которым, настаивал Хиршфельд, статья 175 не имеет никакого отношения. Эти паспорта помогали избежать ареста и давали определенную защиту от непримиримо настроенных гомофобов. Такой паспорт показывает своей матери Гиттель, отвечая на ее вопрос: «И как это тебя не избили по дороге сюда?»

Институт сексуальных наук, основанный и процветавший в условиях либерального климата Веймарской республики, закрыли в 1933 году по приказу Национал-социалистической партии Германии. Огромная библиотека Магнуса Хиршфельда была демонстративно сожжена на Оперной площади Берлина. Фефермены успели сбежать в Америку, а Гиттель, скорее всего, стала жертвой нацистского режима. Этот сюжет мы наблюдали во втором и третьем сезонах.

© Amazon

Эти флэшбеки как будто переливались на экран из сознания Али. Однако в новом сезоне история Гиттель становится реальностью. Во время встречи со своим неожиданно нашедшимся отцом Мора узнает о жизни и гибели Гиттель, после чего убегает из комнаты. В следующей душещипательной сцене мы видим ее и Али на берегу моря. Глядя в голубую даль, Мора говорит: «Всю свою жизнь я думала, что я одна. Если бы я только знала…» Если бы Мора знала, она, возможно, набралась бы храбрости принять себя не на 75-м году жизни, а раньше. Одиночество, говорит «Transparent», — это бессилие.

Но сегодня Мора уже не одинока. Она стала частью транс-сообщества Лос-Анджелеса и получила поддержку семьи. Более того, ее трансгендерный переход послужил своеобразным катализатором, помог младшим Феферменам сбросить удушливый колпак нормальности. Обе ее дочери, Али и Сара, затевают серию экспериментов — порой очень смешных — со своей сексуальностью и начинают пристальнее приглядываться к привычному разделению гендерных ролей. Не то чтобы это делало их сильно счастливыми — это скорее вехи на пути познания себя и действующих в обществе механизмов. Но стоит все-таки заметить: в конце четвертого сезона Фефермены кажутся счастливее, чем когда-либо.

Конечно, сериал мог бы быть лучше. И хотя Джеффри Тэмбор абсолютно великолепен в роли Моры, хочется надеяться, что в следующий раз роль трансгендера достанется-таки трансгендеру. К счастью, ожидание этого более прогрессивного следующего раза нам скрасит еще как минимум один сезон «Transparent». Amazon уже подтвердил, что сериал вернется на экраны в 2018 году.


30 сентября COLTA.RU проводит уникальный лекционный марафон «Новая надежда. Культура после 17-го». Присоединяйтесь! Почитать про марафон можно здесь, купить билеты — здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249338
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886