21 мая 2020Кино
1234

Нечаева как главная героиня (нашего времени)

Дарина Поликарпова — о подводном сюжете сериала «Последний министр»

текст: Дарина Поликарпова
Detailed_picture© Kinopoisk HD

Каждый день в коридорах отдела перспективного планирования появляется красивая женщина средних лет, прячущая руки в карманах черных брюк свободного кроя. Она красится, но не носит обувь на каблуках, во время разговора присаживается на край стола, чтобы в любой момент самовольно закончить диалог, постоянно курит, пьет то смузи, то крепкий алкоголь — не улыбается и не плачет почти никогда. «Первый зам — Ксения Борисовна. Самая умная, поэтому все время на грани нервного срыва. Говорят, лесбиянка, но это неточно».

«Несмотря на характер свой мерзкий, пригожусь» — так сама Нечаева в первой же серии «Последнего министра» говорит о себе, причем дважды. С ней не поспоришь: Ксения Борисовна и вправду не слишком общительна, часто путает грубость с прямолинейностью, цинична, нетерпима ко многим коллегам — преимущественно мужчинам. Имеет право: без нее — единственного человека с развитой способностью суждения — работа отдела развалилась бы безвозвратно в течение нескольких дней. Новый министр Тихомиров фонтанирует смелыми, но самоубийственными идеями, второй зам Викентьев ничтожен (и как работник, и чисто по-человечески), у остальных возникают интересные мысли, но и их нужно проверять на соответствие здравому смыслу. Так что Нечаева не просто «пригодится»: она в отделе незаменима — хоть и сидит всегда поодаль, слушая и наблюдая, на манер консильери. Прерывать молчание приходится часто: критическая ситуация, на которую нужно среагировать точно и быстро, случается, естественно, каждую серию. Сотрудники стучатся к ней за советом в отдельный кабинет, где Нечаева уединяется даже во время корпоративов, запивая антидепрессанты виски.

Ксению Борисовну всякий назовет сильной женщиной. Но ее жизнь — не война на фронте привилегий, так что вряд ли она когда-нибудь станет любимым персонажем для радикального варианта феминизма. Она живет как будто в мире равных прав, давно преодолевшем стадию баррикад; выразительным взглядом Нечаева не дает пропускать себя вперед, выходя из лифта, — она и так уже впереди. И с оптикой у нее все в порядке — как раз по ее инициативе команду отдела пополняют исключительно способные девушки. Но вот на утомительные дискуссии она силы тратить не станет.

Зрителю уже с первой серии намекают: за этим одномерным поведением, которое быстро обрастает клише, скрывается что-то еще. Выуживать из Нечаевой героиню трудно: она почти не произносит монологов и мало меняется от серии к серии. Восстанавливать ее собственную историю приходится по крупицам, коллекционируя обрывки разговоров, наблюдая за реакциями. Изредка подворачивается удача — заглянуть ненадолго в ее воспоминания или заметить открытые в браузере вкладки.

Так параллельно течению сериала снимается отдельный фильм о Нечаевой — и в нем схематичную ролевую модель, состоящую из нескольких поз, постепенно дополняет подвижный рассказ о непростой героине своего времени.

На календаре 2000 год. По коридору крупного университета стучат каблуки: камера поднимается выше — к юбке со складочками, кофте светлых цветов, челке и очкам. Такой вспоминает себя Нечаева во время спонтанной пьянки с министром Тихомировым. Хит группы «ВИА Гра» отбрасывает обоих на двадцать лет в прошлое в ностальгической монохромной серии. Оба вспоминают один и тот же момент знакомства и сильно расходятся в показаниях. В памяти Тихомирова Нечаева выходит примерно такой, как сейчас, разве что с поправкой на моду — челка и правда была, вместо электронной сигареты между пальцев торчит обычная, но тон все такой же холодный, реплики лапидарны и строго по делу: «Ну что, к тебе или ко мне?». Какой сукой была, такой и осталась.

Но Нечаева помнит себя другой: идеалистка с тихим, не натренированным на команды голосом, лучшая студентка на курсе, уже тогда знающая смысл слов, которые будущий министр Тихомиров не мог даже правильно произнести. Тогда, в нулевых, ее ролевыми моделями наверняка служили адвокатессы из голливудских фильмов 90-х годов. Ребекка Де Морнэй из «Виновен вне подозрений», Сьюзан Сарандон из «Клиента», Джулия Робертс из «Теории заговора», Келли Макгиллис из «Обвиняемых». Смелые героини, вторгшиеся в неприступный мир мужского правосудия и ставшие в нем победительницами. Но студентка взрослеет, а жизнь все отказывается следовать голливудскому сценарию: посредственные обходят талантливых, справедливость не торжествует, идеалы тускнеют.

Нечаева видит: плохое, глупое и безобразное не проникают в универсум по недосмотру, не занимают исключительные зоны, которые можно просто обойти стороной. Отравлено все пространство, и оставшиеся островки тепла, где еще можно хоть как-то перевести дух (вроде московского дворика, который хотят изуродовать монументом ненавистной Агнии Барто), всегда под угрозой. Островки — не просто метафора: проворачивая коррупционную схему, Нечаева планирует заработать на свою автономную зону в тропическом раю.

Пауза. Здесь, кажется, что-то не так. Давно ли нам стали близки коррумпированные чиновники-мизантропы и что за время делает из них протагонистов? От героев мы привыкли ждать проективной позиции — пусть спорной, пусть косноязычно проговоренной, но все же яркой и действенной. Но здесь — среди непутевых романтиков, молодых карьеристок, хитрецов, которым все сходит с рук, — отчего-то выбираем ту, чья программа сводится к плану эвакуации. Между 2000-м и 2019-м что-то утратила не только Нечаева, но и мы вместе с ней, надолго погрузившись в усталость — пожалуй, главное настроение сегодняшнего дня.

В истории бывают периоды, когда любят отчаянных — тех, кто, однажды схватившись за транспарант, уже не опустит руки. Во времена революций несовершенства мира как будто сами просят выйти с ними на бой. Но (по крайней мере, в России) сегодня — время компромиссов. В двадцать лет — акционист, в сорок лет — акционер: слишком быстро выхолащивается воля к страстному действию. Ее место занимает холодный аналитический ум — обоюдоострое оружие: одной гранью лишает покоя, другой — помогает приспособиться и выжить. На фоне точечных всполохов революционных манифестов мир все сильнее тонет в политическом пассивизме — он полнится как раз теми, кто все понимает, но не очень-то спешит говорить. Мы признаем себя в таких — утомленных, скучающих, ироничных, умеющих сторониться системы, но не слишком воинственно. Тут даже коррупция сойдет за форму сопротивления, если оправдать ее романтической целью возвратить себе потерянный рай.

Большие идеи, жизнестроительные проекты — под скептическим подозрением: к чему утопизм, если люди безусловно несчастны? Сам сеттинг «Последнего министра» — микромодель такого мира: «Министерство перспективного планирования» в стране без планов, без перспектив. Режиссер Волобуев упоминает об альтернативном сценарии, где к концу сезона Нечаева могла бы из зама превратиться в министра. Такой финал, конечно, был бы подобен катастрофе — и дело не в гендере (мешает ли он Яровой, Голодец, Захаровой, Симоньян?). Пересев со стола в кресло, Нечаева была бы обречена: занять позицию, выйти из слепой зоны вненаходимости — и разбиться о лед, сковавший страну и ее институты. Лучше сберечь ее от судьбы главных героев: этот ироничный, всепонимающий взгляд посторонней нам будет нужен еще очень долго.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886