24 августа 2018Кино
351

Дикий, дикий пляж

«Три плюс два» в бассейне «Чайка»

текст: Айрат Багаутдинов, Маргарита Кирпикова
Detailed_picture© Киностудия имени М. Горького

Внеочередной показ программы «Кино глазами инженера» пройдет во время Ночи кино: 25 августа в 19:00 на трибунах бассейна «Чайка» покажут пляжную комедию Генриха Оганесяна «Три плюс два».

«Три плюс два» (1963)

Режиссер Генрих Оганесян

«Три плюс два» сегодня звучит несколько двусмысленно — как название категории на Pornhub. Впрочем, примерно так фильм, вышедший в разгар оттепели, и был воспринят — лето, Черное море, дикий пляж, откровенные купальные костюмы и ожесточенная война полов за место под солнцем. С афиши надменно посматривают две дивы советского кинематографа, взятые крупным планом, а три нарисованные мужские фигуры рядом хвастают мускулатурой, загаром и свежеотпущенными бородами. Очевидно, назревает что-то волнующее.

Следующим же летом после выхода фильма на экраны советские граждане массово хлынули покорять пустынные пляжи дикарями.

Экранизировать пьесу Сергея Михалкова «Дикари» (о том, как трое убежденных женоненавистников падают к ногам двух феминисток под палящим крымским солнцем) было решено спустя несколько лет после премьеры спектакля в театре имени Ермоловой. Главные герои пьесы — люди за тридцать, ищущие душевного тепла и понимания. Переводя эту историю в кино, Оганесян сделал ставку на секс: набрал актеров помоложе, за две недели до начала съемок вывез в Судак, чтобы они успели загореть и настроиться на нужный лад, и заставил фланировать по улицам в легких одеждах, улыбаясь стражам порядка и зевакам, как по Променад де ля Круазет.

Эта картина вообще не очень советская, она как будто приехала из Франции, а в СССР была лишь переозвучена с небольшой поправкой на местные реалии. Три друга — ветеринар (Андрей Миронов), дипломат (Евгений Жариков) и доктор физико-математических наук (Геннадий Нилов) — приезжают к морю отдохнуть от сердечных драм и городской суеты. Отдохнуть сурово, по-мужски: вместо палатки постель устроена прямо в салоне «Волги», на завтрак, обед и ужин готовится каша из концентратов, дана торжественная клятва не бриться, не пить, не курить и не влюбляться.

Спокойствие нарушает шум мотора маленького белого «Запорожца», который везет моднейшие сарафаны, французские духи, шоколад, журналы и двух девушек — укротительницу львов и тигров Зою (Наталья Фатеева) и артистку кино Наташу (Наталья Кустинская). Они, между прочим, тоже поклялись провести отпуск без мужчин и хотят сделать это именно здесь — они на этом самом месте с пятьдесят седьмого года отдыхают. Конечно, все закончится спешным бритьем, романтическими прогулками под луной и робкими признаниями. Пары разобьются по интересам: ветеринар с укротительницей, дипломат с актрисой. И только ученый останется наедине с детективным романом.

Удивительно, что этот легкий, веселый фильм, в котором жизнь бьет ключом, был снят человеком при смерти. «Три плюс два» стал последней работой Оганесяна — в конце 1964 года режиссер умер от рака желудка. Может быть, зная о том, что остается немного, он позволил себе все: и прекрасных полуобнаженных женщин, и рычащих тигров, и насмешку над советским сервисом, лебезящим перед высокопоставленными иностранцами, и собственное камео в роли официанта, и отказ снимать в роли ветеринара Ромы сына автора пьесы «Дикари» Никиту Михалкова.

© Киностудия имени М. Горького
Бассейн «Чайка»

Бассейн «Чайка» — это слоеный торт. В основе его — сооружение, построенное еще в 1956 году к предстоящему Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Первый бассейн назывался «Москва». Архитектура у него была соответствующая. В стране еще царила классика. Бассейн получил рустованный цоколь с монументальными арками (как на Провиантских складах напротив) и беседку-бельведер (как вестибюль станции метро «Парк культуры»). Однако фестиваль был событием молодым, да еще и всемирным — и в лаконичных формах и фасадах бассейна «Москва» чувствовалось веяние модернизма, который совсем скоро захватит советскую архитектуру.

В 60-е бассейн переименовали в «Чайку» («Москвой» стал называться более серьезный бассейн на месте недостроенного Дворца Советов). А в 70-е — к Олимпиаде — его еще и перестроили. Правда, если гулять вокруг, то можно увидеть стены трибун — все с теми же рустовкой и арками. Но зато с фасада вырос самый узнаваемый элемент комплекса — теннисный корт с волнообразным перекрытием.

Теннисный корт этот можно считать одним из первых произведений в духе постмодернизма. Это ведь самая настоящая «говорящая архитектура». В бассейне вода, на воде волны, вот и на крыше у нас — волны. При этом сделаны эти волны из клееной древесины. Архитектор Дмитрий Солопов в своих работах возлагал большие надежды на этот материал — прочный, современный. И в то же время получаемый из дерева — традиционного и столь распространенного в нашей стране сырья, что, казалось бы, как можно в России строить из чего-то еще?!

А опираются деревянные ригели на мощные стальные балки. Те, в свою очередь, покоятся на монументальных граненых железобетонных колоннах. Вся эта архитектоника напоминает античные храмы. А как же иначе — все-таки спортивные состязания изначально посвящали богам. Так что даже новый бассейн «Чайка» получился не менее классическим, чем его первоначальный вариант. И в своей классичности оказался очень современным.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249337
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415979
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420308
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425540
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426885