2 августа 2017Кино
134

Район номер 9

Кино глазами инженера — «Черемушки» в Черемушках

текст: Айрат Багаутдинов, Максим Семенов
Detailed_picture© Ленфильм

Третий кинопоказ программы «Кино глазами инженера»: киноверсия оперетты Шостаковича «Москва, Черемушки», поставленная Гербертом Раппапортом, будет показана 6 августа прямо во дворе 9-го экспериментального микрорайона Новых Черемушек (с 35-миллиметровой пленки!). Перед фильмом — экскурсия по эталонному району типовой застройки конца 50-х (только не забудьте пройти регистрацию на показ и экскурсию).

«Черемушки» (1962)

Режиссер Герберт Раппапорт

Музейный сотрудник Лидочка давно уже готова встретить кого-то особенного, но пока ей не очень везет. Ироничный подрывник Борис тоже не прочь связать себя отношениями, только вот не с кем. Саша и Маша поженились, но никак не могут съехаться — некуда. Водитель Сергей не может признаться в любви крановщице Люсе, и все их совместные прогулки заканчиваются пессимистическими рассуждениями в том духе, что любовь — как цветок, а цветы довольно быстро вянут. Товарищ Дребеднёв, начальник треста, женился на молодой девушке и пытается теперь увеличить свою жилплощадь за счет захвата чужой квартиры. Все это происходит на фоне возведения нового района в Черемушках, куда должны переехать жильцы аварийных домов в центре Москвы.

Оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» изначально представляла собой превосходный комедийный материал, вполне сравнимый с «Ниночкой» Любича. Холодноватая Лидочка признавалась: «Не забыла до сих пор я названья рек и гор, где поставить запятую, где не ставить запятой, что такое сила тока… но живу я одиноко». Предприимчивый Борис объявлял себя пережитком капитализма и путем остроумных интриг вступал в борьбу за Лидочкину квартиру, которую при помощи вороватого управдома пытался присвоить себе товарищ Дребеднёв. В музыке звучали цитаты и автоцитаты: от «Цыпленка жареного» до «Антиформалистического райка».

© Ленфильм

Герберт Раппапорт усилил сильные стороны оперетты, сняв на ее основе фильм совершенно прекрасный и безумный. Раппапорт вообще был самой удачной кандидатурой для перенесения этого комедийного материала на экран. Уроженец Вены, поклонник Малера и помощник Пабста, успевший поработать в Берлине, Париже и Голливуде, он переехал в Советский Союз в середине 30-х, чтобы ставить антифашистское кино (впрочем, с переменным успехом: его знаменитый «Профессор Мамлок» был изъят из проката почти сразу после выхода — СССР подписал с Германией пакт Молотова—Риббентропа, и осуждать с экрана зверства нацистов стало как-то неудобно). Хотя с политическими картинами не очень вышло, Раппапорт активно ставил легкие комедии и музыкальные фильмы, отмеченные каким-то редким для советской традиции изяществом (кроме того, еще в самом начале 30-х в качестве ассистента Пабста он успел поработать с Шаляпиным на съемках фильма «Дон Кихот»).

«Черемушки» стали одной из вершин его творчества. В них есть все: внезапные взрывы, полеты влюбленных героев, «скворечники», превращающиеся в блочные дома, и резкий, неожиданный монтаж. Эта комедия квадратных метров не кажется какой-то советской архаикой с добродетельными рабочими, радостными песнями об урожае и долгом перед партией. Напротив, герои фильма словно пришли из классических венских оперетт, а проблемы, встающие перед героями, представляют собой целую энциклопедию современной московской премудрости. В «Черемушках» все чрезвычайно деловито. Не желая добираться на автобусе, здесь вызывают машины, высчитывают, сколько квартир в новых жилищных комплексах можно получить за трешку в центре, мечтают получить собственное жилье, чтобы звать туда друзей и устраивать дискотеки. Молодые москвичи из советского прошлого слишком сильно напоминают современных хипстеров, а сам новый район, план которого выставлен на всеобщее обозрение в музее, больше похож не на скопление блочных домов, известное каждому жителю спальных районов, а на парк «Зарядье» — все странное, необычное и блестящее. Проблемы, с которыми сталкиваются герои, — мухлеж с недвижимостью, захват квартир и ссылка на какие-то акты и документы — тоже словно из сегодняшних выпусков новостей.

© Ленфильм

В самом начале фильма закадровый голос сообщает, что Черемушки — это не Москва, Черемушки — это будущее. И голос прав. Хотя сейчас, спустя 55 лет после выхода фильма, те, когда-то новые, районы, скорее всего, сметет программа реновации, их жители также переедут в новые дома, начнут знакомиться, влюбляться, ссориться, и сюжет «Черемушек» вновь окажется актуальным. Ведь речь в фильме идет не столько о конкретном районе, сколько о легенде. Черемушки — это миф. А мифы живут вечно.

Экспериментальный 9-й квартал Новых Черемушек

Точкой отсчета массовой типовой застройки в СССР можно считать постановление Хрущева «об устранении излишеств в проектировании и строительстве» — именно компактность форм и комплектующих стала той главной особенностью хрущевок, что вызывала иронию современников и ярость нынешних обитателей этих тесных квартир.

Решить послевоенную проблему нехватки жилья предстояло в большом масштабе — только в Москве нужно было построить 65 млн кв.м за 20 лет. Разработать проект типовой жилищной застройки поручили Специальному архитектурно-конструкторскому бюро под руководством Натана Остермана. Проект требовал интенсивного развития технологий, поскольку индустриальной базы для подобного строительства в СССР не существовало.

© Ленфильм

Эксперимент команды Остермана состоял в том, чтобы весь квартал проектировался как единый организм: жилые дома, школы, детские сады, магазины, кинотеатры, предприятия обслуживания и междомовые пространства с гаражами и плескательными бассейнами; жилой комплекс в современном понимании. Еще до распоряжения «О развитии жилищного строительства в СССР» от 1957 г. был проведен смотр лучших проектов жилых комплексов, где проект 9-го экспериментального района Новых Черемушек получил первую премию Госстроя. Таким образом, задача района состояла в том, чтобы подтвердить функциональную состоятельность проекта. Поэтому в 9-м районе были испробованы 14 типовых моделей зданий, которые в основном имели четыре секции, но конструктивно отличались друг от друга по технологии и материалам — блочные, кирпичные, панельные, с разными кровлей, членением фасадов и планировкой квартир.

Объединяющим принципом стала экономия — квадратных метров, времени строительства и бюджета. Основываясь на опыте европейских коллег, советские архитекторы рассчитали минимальное необходимое пространство на человека — 9 кв.м. Один дом возводился в среднем за 12 суток, а весь квартал построили за 22 месяца. Практически сразу журнал «Крокодил» начал выпускать карикатуры, иронизирующие над качеством нового жилья.

Тем не менее эксперимент в Новых Черемушках продемонстрировал, что район массовой застройки может быть не только функциональным, но и привлекательным: палисадники, бассейны, разнообразный декор фасадов и внутренних дворов. В образцово-показательный район стали водить архитекторов и строителей, чтобы научить, как нужно строить новое жилье. Так Черемушки распустились сначала по Москве, а потом и по всему СССР.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886