22 апреля 2016Кино
209

Мужчина, который смеется

Мини-ретроспектива фильмов Джека Николсона в Москве и Санкт-Петербурге

текст: Татьяна Алешичева
Detailed_picture© Getty Images

С 22 по 24 апреля в московском «Горизонте» и в питерской «Авроре» пройдет микроретроспектива фильмов с Джеком Николсоном (покажут восстановленные и оцифрованные копии картин «Пролетая над гнездом кукушки», «Почтальон всегда звонит дважды» и «Китайский квартал»). Татьяна Алешичева — о трансформации актера из трагического шутника в Джокера.

В книге о становлении Нового Голливуда историк кино Питер Бискинд упоминает занятный эпизод — в 1969 году в перерыве между съемками обладательница громкой актерской фамилии Джейн Фонда с придыханием рекомендовала своему экранному партнеру Брюсу Дерну новый байкерский фильм «Беспечный ездок»: «Увидишь это кино — закачаешься! Там снимается такой парень — он чудо, его зовут Джек Николсон». В ответ Дерн, хорошо знакомый с «чудом», недоуменно пожимал плечами. На тот момент Николсону было 32, и он уже десять лет снимался в «мусорном» кино; в основном это были фильмы ужасов категории Б. Писаным красавцем он не был и вдобавок выглядел так, будто никогда не был молодым, — невысокий поджарый лысеющий тип, совершенно не похожий на голливудских героев-любовников старшего поколения. В «Беспечном ездоке» Николсону принадлежали меньше получаса экранного времени, самое блистательное изображение похмелья в истории кино и знаменательная фраза: «Нелегко быть свободным, когда тебя всю дорогу продают и покупают на рынке». Спустя год после того, как проницательная Джейн разглядела в Николсоне будущую звезду, он получил за роль пьяницы-адвоката в «Ездоке» первую номинацию на «Оскар» и с тех пор больше не останавливался, став рекордсменом по числу номинаций и полученных статуэток (двенадцать к трем).

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»

В 1970-м на экраны Америки вышел фильм Боба Рэфелсона «Пять легких пьес» с Джеком Николсоном в роли подававшего надежды пианиста, променявшего музыкальную карьеру на быстрые деньги и тупую работу нефтяника. Роль пасынка времени, который бежит от жизни, не в силах принять ее сокрушительную банальность, закрепила за Николсоном статус лучшего драматического актера своего поколения. Рэфелсон быстро сделал выводы: «Мне повезло столкнуться с бесконечно талантливым сукиным сыном, понятия не имевшим, какой он блестящий актер». Отныне среди режиссеров Нового Голливуда Николсон был нарасхват. Позже он сыграл у Хэла Эшби в «Последнем наряде» моряка Бадаски по прозвищу Задница. Этот донельзя циничный тип из сострадания устраивает настоящий праздник непослушания юному матросику-салаге, которого им с напарником поручено доставить в тюрьму. У Эшби Николсон впервые примерил на себя типаж засранца с золотым сердцем, который надолго закрепится за ним и получит свое высшее воплощение в канонической роли бунтаря Макмерфи из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) — апологии последнего поколения нонконформистов.

Кадр из фильма «Китайский квартал»Кадр из фильма «Китайский квартал»

Роль частного детектива Джейка Гиттеса в неонуаре Романа Полански «Китайский квартал» (1974) писалась уже специально под Николсона. Отличительными свойствами персонажа кроме умения с достоинством носить шляпу — его Николсон перенял у своего кумира Фрэнка Синатры — были бесконечное нахальство и апломб. Но, как выяснялось в дальнейшем, за напускным цинизмом Гиттеса скрывалась жажда справедливости, в предложенных обстоятельствах неутолимая. Подобно героям классических нуаров, Гиттес оказывался бессребреником, радеющим за идею: в ответ на предложение выписать чек, которое делала ему миссис Малрэй, внезапно овдовевшая хрупкая красавица с пламенеющим, как рана, ртом, он лишь недоуменно вздергивал бровь. Большую часть экранного времени Николсон появлялся в кадре с перебитым носом, зловеще заклеенным пластырем крест-накрест, как заплутавший в Китайском квартале терпила: пытался понять, что такое жизнь, да напоролся на нож. Спустя три десятилетия после того, как жанр «черного фильма» канул в Лету, Полански удалось снова создать на экране образцовую атмосферу злого смутного времени. Без участия великого лицедея Николсона этой миссии вряд ли суждено было сбыться.

Упражнением в жанре неонуара была и картина Боба Рэфелсона «Почтальон всегда звонит дважды» (1981) — четвертая экранизация необычайно киногеничного детектива Джеймса Кейна. Рэфелсон крепко держался за любимого актера. Это был уже третий их совместный фильм, и если на съемках «Пяти легких пьес» режиссер, дабы придать остроты актерской игре Джека, пичкал его то виски, то марихуаной в зависимости от настроения эпизода, то теперь Рэфелсон знал, что между Джеком и камерой рождается химия крепче любого допинга. Партнершей Николсона в этом фильме стала Джессика Лэнг, вдвоем они составили убойной силы эротический дуэт. Ни до, ни после, даже в свой поздний, «демонический», период, Николсон не выступал в роли такой убедительной сексуальной бестии. Впрочем, как всякий нуар, «Почтальон» был не про роковую страсть, а про то, как неизбывная меланхолия пронизывает все наши пути: «В этой стране полно возможностей, нет только счастья».

Кадр из фильма «Почтальон всегда звонит дважды»Кадр из фильма «Почтальон всегда звонит дважды»

К концу восьмидесятых Джек Николсон уже сыграл большинство своих классических ролей: от лучшего воплощения строчки из Маяковского «А самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен?» в «Сиянии» (1980) до шального отставного астронавта-алкоголика, составившего счастье Ширли Маклейн, в «Словах нежности» (1983). Удивительно, что он при этом ни разу не проецировал на экран востребованных во все времена романтики и героизма.

К концу этого десятилетия яростный и талантливый Новый Голливуд, породивший Николсона, окончательно исчез, а его место заняла вотчина кинокомикса, где больше нет взрослых тем и подлинных драматических ролей. И что же — великий и ужасный Николсон подмял под себя и комикс. В «Бэтмене» (1989) Бертона он, по выражению наблюдательного критика, «возложил шлейф своих прежних ролей на алтарь масскультуры». Жертва, впрочем, простительная: за каждую минуту экранного времени в роли Джокера бывший всеамериканский хулиган получил 1,25 миллиона и на старости лет впервые выбился в коммерческую десятку. Великий актер обращал свой дар в гротеск, оборачивался за полночь волком и играл одними бровями. После катастрофы 11 сентября он заявил, что жизнь стала настолько печальна, что пришло время вмешаться клоунам: отныне он будет сниматься только в комедиях.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415981
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886