17 января 2022Искусство
1612

«Влиять на город все начнут потом»

Куратор Алиса Багдонайте об итогах международной конференции в Выксе, местном контексте и новой арт-резиденции

текст: Анна Железова, Александра Наумова
Detailed_picture© Ольга Киселева

Выкса известна своим блокбастером «Арт-овраг», арт-резиденцией и связкой индустриальности и современного искусства. Теперь создатель «Арт-оврага», благотворительный фонд «ОМК-Участие», стал инициатором и организатором события международного профессионального уровня, которое превратилось в место встречи для профессионального сообщества в рамке и контексте гостеприимства — как физического, так и «гостеприимства идей»: с 25 по 28 ноября на пяти городских площадках прошла международная конференция «Искусство и практики гостеприимства». Мы поговорили с куратором арт-резиденции «Выкса», главным куратором фонда «Голубицкое» и руководителем конференции Алисой Багдонайте о том, какие решения предложила конференция, что будет в новом здании арт-резиденции «Выкса» и как конференция работала с местным контекстом.

— Эта конференция о связке искусства и гостеприимства, и художники здесь выступают профессиональными экспертами помимо традиционного участия в культурной программе. Как вы конструировали их участие в этих двух ролях в программе конференции?

— Художники — это двигатели художественного процесса, ради них работают институции, в том числе и арт-резиденции, тем более для арт-резиденций художник — центральная фигура, на которую ориентируется все остальное в их устройстве.

В рамках основной программы мы говорили с художниками об их опыте — положительном и негативном. Благодаря этому разговору мы могли получить не только практическую информацию или отзывы о работе, но и новую перспективу, где главным сюжетом оказывается не размеренная или ритмичная жизнь резиденции от гостя к гостю, но художественная практика, которая участием художника в арт-резиденции не начинается и не заканчивается, а простирается сквозь пространство и время, и резиденция — только одна маленькая остановка на большом пути.

Принимая во внимание этот угол зрения, нам, устроителям арт-резиденций, стало понятно, что художника следует поддерживать не столько в его пребывании в арт-резиденции здесь и сейчас, не столько в его работе над конкретным проектом для нашего места, которое мы развиваем, а безусловно и всегда давать ему что-то — не потому, что нам это сулит выгоду, а потому, что так нужно. Другими словами, нам следует поддерживать не текущую деятельность, а искусство.

Ну и отдельно нужно сказать, что присутствие художников позволяло нам рассмотреть заданную тему с разных менее прагматических сторон, в том числе поговорить о «гостеприимстве идей», которые благодаря работе художника создаются, возвращаются из прошлого, получают переосмысление и новую жизнь.

— Большое внимание уделено арт-резиденциям: обсуждались условия опен-коллов и их разнообразие, художники обсуждали условия пребывания и то, чего они ждут от резиденций, эмоциональные и рациональные преимущества, инклюзивность и экологичность. К каким стейтментам им удалось прийти?

— Главным утверждением конференции стало «нужно хорошо работать», с которым, с одной стороны, не поспоришь, с другой стороны, его оказалось очень легко поставить под вопрос, каковы критерии этого «хорошо» — для всех они разные. В разговорах мы поняли, что некоторые изначально заданные даже самые «положительные» установки могут поместить участников сцены в невыгодные позиции, ограничить возможности, гибкость, эксперимент. В обсуждениях оказалось, что заданные рамки можно расширить множеством способов. Так, помимо неоценимой практической и теоретической пользы, которую привнес каждый участник вместе со своим видением, вопросами и опытом, ценность конференции для меня не в том, что мы пришли к каким-то стейтментам, а в том, что мы поняли, что нет однозначно чего-то единственно верного или хорошего, расшатали некоторые предубеждения и вместо четкого единого мнения по вопросу услышали многоголосье.

© Анатолий Козьма

— Сейчас специально для выксунской резиденции перестраивается модернистское здание бывшего кафе «Волна». Я знаю, что оно было спроектировано специально для задач резиденции. Что теперь изменится в работе резиденции с переездом в новое здание — как для художников, так и для горожан?

— Возможность работать в здании, специально адаптированном под нужды арт-резиденции, — большая привилегия.

Преимущества такого здания для художников очевидны. В нем появятся большие просторные мастерские, в которых удобно работать, отдельный вход в жилой сектор, чтобы не встречаться с гостями, когда нужно сосредоточиться или хочется побыть наедине, удобные комнаты для жизни в живописном месте рядом с прудом.

Для жителей Выксы, на мой взгляд, тоже много преимуществ: заброшенное здание превращается в привлекательную культурную точку с красивой архитектурой и интересной программой для взрослых и детей; вместо забора, ограждавшего старое здание арт-резиденции, возникнет гостеприимное, разомкнутое в город подсвеченное пространство, способное украсить и район, и город.

Новое здание рассчитано на комфорт тех, кто придет на выставки и встречи, а также тех, кто приведет детей на творческие мастерские. Мы постарались также сделать его удобным для маломобильных посетителей. Пользу принесла и конференция: ее участница, художница и активистка Алена Лёвина, посетила будущую арт-резиденцию и сделала важные замечания о ее удобстве и инклюзивности для художников с ограниченными возможностями. Архитекторы взяли их на карандаш и постараются учесть на следующих этапах реализации проекта.

Помимо удобства есть важная вещь, которую сообщает этот проект: здания, относящиеся к эпохе советского модернизма, прекрасны, они могут избежать преждевременного сноса и вместе с ним — нагрузки на экологию, если будут приспособлены к новым функциям. Архитектурный фокус конференции был посвящен модернизму, жизни и восприятию памятников этого периода в современном мире.

— Арт-резиденция «Выкса» привлекает художников к работе с местным контекстом, и это является одним из главных критериев при отборе. Сейчас это остается основной идеей резиденции или вы развиваете для нее новые смыслы? Как повлияет работа конференции на работу арт-резиденции «Выкса»?

— Когда мы в первый раз написали «местный контекст» в «Заре» в 2014 году, мы руководствовались очень простой мыслью: хотели создать повод для встречи резидентов, которые приедут откуда-то, и зрителей, которые здесь живут всегда. Еще «локальный контекст» в заявке стимулирует больше узнать про место назначения до подачи заявки, это подготавливает и к проекту, и к приезду и создает эмоциональную связь с городом. Конечно, местоориентированные проекты — это не единственно возможный формат жизни резиденции, но я считаю, что это то, с чего всегда можно начинать, потому что в нашей стране есть большой запрос на узнавание себя, на новый взгляд на локальную идентичность и, судя по всему, современное искусство может предложить самый широкий спектр возможностей разговора о месте, о самых болезненных и непережитых эпизодах истории и памяти.

— Такие большие события обычно проходят в больших городах, где сосредоточен основной культурный процесс. Эта конференция проходит в малом промышленном городе. Что на что здесь влияет больше — конференция на город или город на конференцию?

— Мне посчастливилось принимать участие в подобных конференциях в японском городе Киото, а также в Финляндии, в городе Рованиеми, соразмерном Выксе, милом и тихом. Примечательно, что Рованиеми строил архитектор Алвар Аалто, и с воздуха его планировка выглядит как голова северного оленя. Я думаю, в небольшом пешеходном достопримечательном городе удобно разместить конференцию, она оживляет местный ландшафт. В случае с лапландским Рованиеми, куда приезжает много туристов в зимний сезон, это была для города еще и возможно поддержать городскую туристическую инфраструктуру проведением конференции летом, в низкий для этого места сезон, так что выбор места — часто прагматическая задача.

Кстати, в отличие от перечисленных конференций, наше событие в Выксе было в гораздо большей степени направлено на местных жителей — как минимум в части культурной программы. Однако я все равно вынуждена признать, что даже такая горизонтальная практически ориентированная конференция — это мероприятие, в первую очередь, для профессионалов сферы культуры. Им нужно встретиться, обменяться информацией, получить заряд интеллектуальной энергии друг от друга и от докладов практиков, исследователей и теоретиков. Влиять на город — на Выксу и другие города, представители которых приехали к нам, все начнут потом, по возвращении домой, когда приступят к работе.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907