9 апреля 2014Искусство
111

As You Like It

Что будет с павильоном России на Архитектурной биеннале после увольнения его комиссара Григория Ревзина

текст: Кирил Асс
Detailed_picture© ИТАР-ТАСС

Последний год так часто слышны слова, что перейдена еще одна, последняя, черта, что перед глазами встает образ таракана, бегущего по гравюре. Увольнение Григория Ревзина с поста комиссара русского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции — всего лишь еще одна из этих черт, нисколько не меняющая общей картины, но напротив, дополняющая рисунок. Наоборот, странно полагать, что в современной России есть какие-либо правила, препятствующие такому несвоевременному и несуразному увольнению.

Биеннале как институция принадлежит эпохе национальных государств, поэтому внезапное внимание к русскому павильону, как ни странно, закономерно, хотя и, разумеется, неосознанно. Биеннале (сперва — художественная) возникла в то же время, когда появились всемирные выставки, где нации соревновались в достижениях техники, и выполняла те же функции, только в области изящных искусств. Собственно, критика биеннале за ее концептуальное устаревание раздается на Западе уже много лет. Однако национальные павильоны пока еще остаются ее основой. И именно теперь, когда Россия на глазах преображается в национальное государство, увольнение комиссара национального же павильона на международной выставке за нелояльность к государственной политике выглядит на диво последовательно. Другой вопрос, что этот подход — ровесник самого русского павильона. Тем временем подъем европейского регионализма последних лет снова возвращает нас к национальной проблематике, но не на этнических, а на культурных основаниях.

Странно полагать, что в современной России есть какие-либо правила, препятствующие такому несвоевременному и несуразному увольнению.

Дополнительную прелесть ситуации придает то, что нынешняя биеннале в большой степени посвящена размыванию национальной архитектурной идентичности в истории XX века, и проектирующаяся экспозиция русского павильона — не исключение. Выставки на биеннале в последние десятилетия рассматривают столь метафизические архитектурные проблемы, что разговор о них с позиций государственного национального возрождения совершенно невозможен. Это беседа слепого с глухим. И исторические исследования, которые должны быть представлены в павильонах в этом году, надо полагать, будут сплошь критическими переосмыслениями значения национальных архитектурных языков на протяжении XX века и окажутся как никогда далеки от националистического пафоса.

При этом должность комиссара биеннале по сути экспертная и административная, а не идеологическая: каждые два года комиссар выбирает куратора для выставки в павильоне и обеспечивает его взаимодействие со структурами Министерства культуры. Ротация комиссаров — естественный процесс и происходит, конечно, не впервые. Новостью стали время и причина этой замены: открытие намечено на 7 июня, то есть через два месяца, подготовка экспозиции уже на финишной прямой, а причина увольнения не имеет отношения к выставке.

Поэтому чрезвычайно интересно, каковы будут действия нового комиссара Семена Михайловского. Маловероятно, что он рискнет за оставшееся время полностью изменить экспозицию, хотя у него есть возможность устроить показательное выступление в жанре невынужденного аврала, столь близкого русскому духу, — но едва ли оно приведет к результатам, заслуживающим внимания в контексте всей биеннале: подготовить и сделать качественную выставку за два месяца невозможно. Точнее говоря, такая выставка, конечно, могла бы оказаться интересной — но только как феномен. В то же время от русского павильона под новым руководством можно ожидать первого воплощения готовящейся, как пишут, концепции основных направлений культурной политики России, и оно может оказаться штукой посильнее «Фауста» Гете.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249358
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426900