17 июля 2015Театр
144

«Была бы свиная голова, а театр найдется»

Театральный сезон-2014/2015 глазами критиков

6 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Конармия»© «Платформа»
    Кристина Матвиенко

    Вопрос сезона — способно ли профессиональное сообщество к диалогу и солидарности? Во имя спасения, к примеру, «Золотой маски», аккумулирующей театральный процесс в стране.

    1. «СЛОН» и «Конармия», Мастерская Дмитрия Брусникина, режиссеры Андрей Стадников и Максим Диденко

    Закрытие и открытие сезона, площадки экс-завода «Кристалл» и Центра имени Мейерхольда, молодые артисты — герои года (хотя по «СЛОНу» видны и все их проблемы), пример открытости учебной работы молодым и очень интересным авторам, от Стадникова и Каждана до Диденко и Квятковского. Наконец, это пример успеха среди молодой и не обязательно театральной аудитории. Пусть у них будет свой театр.

    2. «Что делать?», БДТ имени Товстоногова, режиссер Андрей Могучий

    Первый раз, когда роман Чернышевского, в ХХ веке считавшийся официозным и герметичным, заново звучит со сцены. Но дело даже не в спектакле — а в ситуации форума, выстроенной вокруг него. Да и в целом вместе с резонансными вырыпаевскими «Пьяными», вышедшими под конец сезона, БДТ демонстрирует пример интересной политики в границах сложно устроенного, в прошлом легендарного театрального организма.

    3. «Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», режиссер Борис Юхананов

    Театральный фьюжн из музыки шести новых, родившихся в районе 1970-х, российских композиторов, «автоматического письма» Бориса Юхананова и дизайн-эстетики, напоминающей об андеграунде 1980-х, но в постмодернистском — и парадоксально архаичном — ключе. Безусловно, событие — и не только для Электротеатра, но и для российской сцены в целом, со скидками и без скидок на существующий контекст; опыт новой, местами дикой — и потому действующей сильнее всего — коммуникации театра и зрителя.

    4. «Алиsа», Красноярский ТЮЗ, режиссер Роман Феодори

    Театр художника (Даниил Ахмедов, сценограф золотомасочной «Снежной королевы», в «Алиsе» значится как художник-режиссер, а худрук театра Роман Феодори — как руководитель постановки) для детей. Впрочем, как для детей? Все пространство театра превращено в инсталляцию, где можно путешествовать по страшноватому Зазеркалью, а сам спектакль — наш ответ Уилсону, от которого «прутся» и взрослые. Вообще Красноярский ТЮЗ — пример яркой и очень крутой работы с театром для детей в регионах, где есть и социальные проекты, и сложносочиненные, блестяще поставленные спектакли для детей.

    5. «Болотное дело», «Театр.doc», режиссер Елена Гремина

    Вербатим про родственников севших за участие в псевдобеспорядках 6 мая сделала ученица Николая Коляды Полина Бородина — и это не только тот спектакль, из-за которого «Театру.doc» пришлось съехать с только что приведенного в порядок помещения на Разгуляе и искать себе другое место, но и факт нового гуманитарного искусства: вовсе не про политику, а про ужас изменившихся обстоятельств в твоей жизни и про способность к человеческой солидарности.

    6. Фестиваль «Науруз» и лаборатория «Город — арт-подготовка» в Казани

    Оба казанских проекта — пример мощного скопления живого, очень разного и сохранившего энергию аутентичности театра. Шире говоря, это и есть опыт знакомства с труднопостигаемой и стремящейся сегодня отстаивать свою доминанту чужой культурой — чужой, но не агрессивной, способной к диалогу.

    7. «Сказки Пушкина», Театр наций, режиссер Роберт Уилсон

    По дрожанию воздуха очевидно, каким событием стал дебют Роберта Уилсона на российской сцене — мною, к сожалению, пропущенный.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244836
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411711
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416622
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421845
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423497