17 июля 2015Театр
144

«Была бы свиная голова, а театр найдется»

Театральный сезон-2014/2015 глазами критиков

1 из 8
закрыть
  • COLTA.RU начинает серию материалов, посвященных итогам подошедшего к концу театрального сезона. Сегодня мы публикуем опрос ведущих критиков Москвы и Санкт-Петербурга, по просьбе редакции составивших шорт-листы главных премьер и сформулировавших ключевые тенденции сезона-2014/2015.

    Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Тангейзер»© Виктор Дмитриев
    Елена Ковальская

    Минувший сезон войдет в историю началом масштабной войны Министерства культуры с собственно культурой, сформировавшейся в России после перестройки. Смириться с этим помогают воспоминания иного рода — как спасали всем миром «Театр.doc» и защищали «Тангейзера», как рождались на наших глазах Электротеатр и Мастерская Дмитрия Брусникина, как вдохновенно развивались новые жанры и направления. Словом, российский театр сегодня хранит в себе обещание лучших времен.

    1. «Тангейзер», Новосибирский театр оперы и балета, режиссер Тимофей Кулябин

    Спектакль Тимофея Кулябина, из-за которого началась война Минкульта и театрального сообщества. Прокуратура по требованию группы православных возбудила дело против режиссера и директора Бориса Мездрича. Театральное сообщество высказалось в защиту. Мединский наплевал на призывы Марка Захарова, Галины Волчек, Олега Меньшикова и тысяч других людей театра, наплевал на решение прокуратуры, снял с работы Мездрича — а далее принялся громить Союз театральных деятелей и фестиваль «Золотая маска». До конца сезона государство в лице Мединского шантажом и угрозами оставить без финансирования принуждало к подчинению главные органы театральной самоорганизации — общественный союз, фестиваль и премию. Остановить его смог только отпуск.

    2. «Болотное дело», «Театр.doc», режиссер Елена Гремина

    Пьеса Полины Бородиной в постановке Елены Греминой, поставленная в «Театре.doc» несмотря на охоту, которую, по неподтвержденным сведениям, ведет против театра Администрация президента. «Театр.doc» в декабре был выселен из здания, в котором существовал со дня своего основания, по требованию владельцев, арендовал новое здание на Разгуляе, сделал силами волонтеров ремонт и начал работу. Премьера «Болотного дела», посвященного узникам 6 мая, сопровождалась милицейскими рейдами и проверками в театре всех мыслимых контролирующих инстанций. Вскоре владельцы жилья расторгли с театром договор и потребовали срочно выселиться. «Театр.doc» снял два других помещения недалеко от Курской и 5 июня открылся на новом месте премьерой спектакля «Краткая история русского инакомыслия».

    3. «Все оттенки голубого», «Сатирикон», режиссер Константин Райкин

    Константин Райкин высказывался в этом году в поддержку «Театра.doc» и в целом известен как порядочный человек, но в оппозиции к власти замечен не был. Напротив, в зале его «Сатирикона» можно увидеть членов правительства и Думы, Администрации президента и Федерального собрания. Так вот, когда власть повела войну в собственной стране против искусства своей страны, Константин Райкин вызвал огонь на себя. Пьеса Владимира Зайцева о нетерпимости поставлена Райкиным с бронебойной убедительностью. Когда родители упекают в психушку сына, признавшегося в гомосексуализме, в зале рыдают даже гомофобы. Впрочем, при большом желании в спектакле Райкина можно найти нарушение не только статьи о пропаганде гомосексуализма, но и статьи о запрете мата на сцене.

    4. «Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», режиссер Борис Юхананов

    Государственный театр, находясь в плену традиций, вкусов публики и мизерных размеров казенного финансирования, воспроизводит по стране однородный в целом продукт. Борис Юхананов в Электротеатре «Станиславский» — реформированном Драматическом театре им. Станиславского, представляющем собой государственно-частное партнерство, — создал невозможное. Трехчастный мемориальный спектакль «Синяя птица» для корифеев местной сцены, олдскульный авангард «Вакханки» Теодороса Терзопулоса для среднего поколения артистов — и композиторский сериал самого Юхананова, в котором артисты труппы не заняты, зато привлечены лучшие российские исполнители современной академической музыки. И вместе, и по отдельности каждый спектакль и каждая его часть — вызов театральной норме и праздник альтернативы.

    5. «Конармия», Мастерская Дмитрия Брусникина, режиссер Максим Диденко

    Постановка Максима Диденко по рассказам Бабеля — лучший спектакль Мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, актерского курса, бывшего едва ли не главным ньюсмейкером сезона. Студенты играли в постановке самых разных режиссеров — от Юрия Квятковского до Юрия Муравицкого, работали в разных эстетиках — от вербатима до променад-театра, на разных площадках — в ЦИМе, «Театре.doc», «Практике», «Платформе», в парках, на заводах. В конце сезона мастерская получила статус профессионального театра, осев на балансе театра-студии «Человек», славное прошлое которого связано с именем самого Брусникина.

    6. «Remote Moscow», группа Rimini Protokoll, режиссер Штефан Кэги

    Site-specific и его разновидность, променад-театр, — главный тренд российского театра последних лет: они чрезвычайно востребованы публикой, но в силу особенностей бытования отечественной сцены до сих пор оставались по преимуществу фестивальным форматом. Жанр развивают казанский проект «Город — арт-подготовка», лаборатории Олега Лоевского в Свияжске, проект фестиваля «Территория» «Живые пространства». Свой вклад внесли «Пирамида» Юрия Квятковского в парке «Музеон», спектакль Леры Сурковой в Центре ветеранов завода «Москвич», номинированный на «Золотую маску» самый долгоиграющий променад «Норманск» Юрия Квятковского — его в ЦИМе с прошлого лета увидели более двух тысяч человек. Сезон променада закрыл проект «Remote Moscow», спродюсированный Федором Елютиным: концептуальная прогулка по центру Москвы стартовала 30 мая и пережила полный sold-out в первые же дни продаж билетов: проект дважды продлевался и на момент сдачи материала еще не завершился.

    7. Фестиваль «Науруз» в Казани

    Казань сегодня привлекает к себе внимание новыми возможностями, открывающимися для современного театра в тот момент, когда возможности в России стали стремительно сворачиваться. Причем возможностями не только административными, но и эстетическими. Форум тюркоязычных стран «Науруз», который Театр Камала проводит в Казани уже восемь лет, демонстрирует возможности синтеза современного театра с национальным, тюркского эпоса с литовской режиссурой, русской школы и архаичных театральных форм, которые только на Востоке еще и остались. Словом, именно в Казани в дни «Науруза» театр видится поистине искусством без границ.

    8. «Сказки Пушкина», Театр наций, режиссер Роберт Уилсон

    Спектакль Боба Уилсона с русскими актерами — урок безупречности, стиля и чистой красоты, преподанный отечественной сцене: у визионерского театра в России появился высокий образец для подражания.

    9. «Алиsа», Красноярский ТЮЗ, «Русалочка», Екатеринбургский ТЮЗ, режиссер Роман Феодори

    Живущие в Красноярске Роман Феодори и художник Даниил Ахмедов делают визионерский театр для детей, которым можно только позавидовать: после такого театра людям снятся иные сны. Год назад они участвовали в «Золотой маске» со «Снежной королевой» — изысканным декадентским спектаклем для детей. В минувшем сезоне, вдохновленные берлинским мюзиклом Роберта Уилсона «Питер Пэн» и собственной фантазией, они создали причудливый, визуально изощренный мюзикл «Алиsа» в Красноярском ТЮЗе, в действие которого зрители вовлекаются еще в фойе, и еще более масштабную «Русалочку» в Екатеринбургском ТЮЗе.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244839
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411714
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416624
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421847
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423499