Наука тонких контрастов

К юбилею Вудстока Александр Кушнир вспоминает забытых героев той эпохи. Глава седьмая: божественный тенор Тим Бакли, побывавший между авангардом и развратом

текст: Александр Кушнир
Detailed_pictureТим Бакли в клубе Bitter End. Гринвич-Виллидж (Нью-Йорк), 1967 г.© Getty Images

COLTA.RU публикует фрагменты неоконченной книги Александра Кушнира «Поколение Вудстока: герои, маргиналы, аутсайдеры» о музыкантах, которым не повезло попасть на знаменитый фестиваль и в большую рок-историю, но это не значит, что они этого не заслуживали.

Tim Buckley — «Greetings from L.A.» (1972)

Когда Тиму Бакли исполнилось девятнадцать лет, журнал Billboard опубликовал программное заявление босса Elektra Джека Хольцмана — о подписании двух контрактов: с группой The Doors и певцом Тимом Бакли. В разгар 1966 года хваткий Хольцман играл на опережение и спешил издать весь спектр нового калифорнийского рока. Его фолковый вектор представлял Бакли, который недавно перебрался из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, оставив ради грядущих успехов жену с годовалым ребенком и свою школьную группу Bohemians.

С первых акустических концертов в Гринвич-Виллидж он заставил восторженно говорить о себе всю музыкальную богему — начиная от музыкантов Фрэнка Заппы и заканчивая менеджментом группы The Beatles. И не случайно, поскольку вокал Бакли диапазоном четыре с половиной октавы был подобен божественному откровению. С необыкновенной легкостью Тим демонстрировал сногсшибательный тенор, уходящий корнями в традиции ирландских песнопений его предков по отцовской линии. В те времена замкнутый по характеру певец мог смело запатентовать свою глотку как «крайне опасное оружие». А его врожденная артистичность вызывала у влюбленных в кучерявого эльфа юных девушек непременный оргазм.

Но при всей очевидности таланта судьба этого парня была неочевидна даже его окружению. Линда Маккартни как-то вспоминала, что во время фотосессии для журнала Crawdaddy в одном из нью-йоркских парков Тим упрямо смотрел мимо объектива камеры и демонстративно не желал сниматься. Одетый в индейские мокасины и узкие джинсы, он ходил, вычурно выгибая ноги, и витал в своих мыслях очень далеко.

«Невероятно худощавый двадцатилетний Тим Бакли уже стал чем-то вроде квинтэссенции новизны: чувственность проявляется в каждом нюансе его голоса, — гласила надпись на обложке его дебютной пластинки. — Этот человек — наука тонких контрастов. Его песни исключительно выстроены: спокойная и сложная мозаика мощного электрического звука, содержащая цветовую магию японской акварели. Голос решителен, полон мощи и характера — он может парить, но оставаться нежным и тонким. Все это — Тим Бакли».

После удачных и творчески зрелых альбомов «Goodbye and Hello» и «Happy Sad», попавших в хит-парады и продававшихся тысячами экземпляров, в голове у красавчика Бакли произошла кардинальная переоценка ценностей. Забыв о своих фолк-роковых истоках, он бесстрашно рванул в неизведанные края джазовой импровизации. В определенном смысле Тим стал делать с голосом то же самое, что Джими Хендрикс с гитарой или Джон Колтрейн с саксофоном. По легенде, Бакли тренировал вокал, перекрикивая проезжавшие мимо автобусы и имитируя игру трубачей. Неудивительно, что его новой иконой становится не Боб Дилан, а Майлз Дэвис.

«После альбома Goodbye and Hello Тим забросил репетиции, стараясь избегать в новых композициях конкретных аранжировок, — вспоминает его друг, гитарист и аранжировщик Ли Андервуд. — Он покинул сферу шоу-бизнеса и стал исполнять самую настоящую, трогательную и сердечную музыку в истории современной культуры».

Запершись в студии вместе с Ли Андервудом и другими музыкантами, повзрослевший Бакли буквально за месяц записал материал сразу к трем альбомам. Первый из них был обнародован под названием «Lorca» — пятипесенный авангардный люкс, наполненный импровизированным диссонансом, смещением временных пространств, визгами, вокальными взлетами и падениями. Композиции «Anonymous Preposition» и «Lorca» строились на сложном фундаменте акустических гитар, электропианино и органа — с легким реверансом в сторону пластинки «Astral Weeks» Вана Моррисона.

И пока весь цвет американского рока готовился к Вудстоку, певец-экспериментатор играл феерические концерты в Копенгагене и Лондоне, поражая публику проникновенным минором и психоделической атмосферой новой программы. После «похожего на заклинание джем-сейшена с атональными тенденциями» зрители выходили с его выступлений очарованными и растерянными одновременно.

«Общее настроение музыки — упадническое и экспериментальное, — писал в 1970 году про «Lorca» еженедельник Melody Maker. — Этот результат действительно очень сильный — и давайте признаемся: это одна из самых смелых авантюр, которые мы когда-либо слышали в роке».

Неожиданным образом чересчур сложный для восприятия альбом повернул спиной к Бакли не только 16-летних барышень, но и его лейбл. Столь замысловатый авангард мог выдержать только издатель со стальными нервами. Как бы там ни было, Джек Хольцман дал слабину и принял решение не выпускать новый альбом «Starsailor».

«Меня тогда не порадовал альбом Lorca, и это была моя ошибка, — сокрушался он позднее. — Тим шел далеко впереди меня, и все его великолепие было потрачено зря. Напрасно я тогда не признал его право выбора».

Спустя годы стало очевидно, что внутренние перемены зрели в Бакли достаточно долго. Он перечитал массу книг про новаторов в искусстве — от импрессионистов до поп-арта, а затем неожиданно выступил на страницах The New York Times с программным материалом, посвященным творчеству Федерико Гарсиа Лорки.

«Проблема авангарда заключается в том, что он случается очень быстро, — писал тогда Бакли. — К тому времени, когда его признают коммерческим, он уже, как правило, заканчивается».

Затаив обиду на лейбл и неразумное человечество, Тим надолго пропал с радаров. Правда, перед внезапным исчезновением успел устроить скандал в прямом эфире одной из телепередач.

«Когда все телекамеры были отстроены и нам дали сигнал “Мотор!”, Тим повернулся и спокойно сказал: “Давайте сыграем другую песню”, — вспоминают музыканты его группы. — Мы ее вообще не репетировали и поэтому исполняли на пару минут дольше времени эфира. К нам, спотыкаясь, бежал оператор, который прикладывал ладонь к горлу, давая сигнал остановиться. Бакли смотрел сквозь него как сквозь пустое место и продолжал играть. Поскольку музыка была для него важнее, чем весь этот мусор вокруг».

Принято считать, что Бакли намеренно отталкивал публику из-за своей неустанной страсти к экспериментам с новыми формами. Я бы предложил другую версию: как всякий большой художник, он не относился свысока к своим поклонникам. Да, каждая его пластинка поразительно не похожа на предыдущую, но это было приглашение (впрочем, и вызов тоже). Он словно бы подзадоривал фанатов сделать прыжок в неизвестное вместе с ним.

В течение 1971 года Тим в скорбном отчаянии подсел на тяжелые наркотики и месяцами не притрагивался к гитаре. Занимался откровенным графоманством — писал сценарии к невышедшим фильмам и перечитывал подшивку журнала Rolling Stone. Параллельно слушал топ-40 на радио, и внезапно в его голове созрел план мести. Он решил кардинально поменять состав группы и записать откровенно коммерческий альбом, где все композиции демонстрировали бы извращенный вкус бесстыжей сексуальности.

«Я захотел отчаянно отыграться за всех рок-секс-идолов, включая Джаггера и Моррисона, которые, на самом деле, не говорили ничего сексуального, — заявлял впоследствии 25-летний Бакли. — Я не получал никакой сексуальной энергии от современных рок-песен. И поэтому я решил сделать это более откровенным, менее пуританским».

Альбом «Greetings from L.A был записан в июле 1972 года «на скорую руку» — с простой структурой и несложным звуком, ориентированным на вкусы тех американских радиостанций, которые преимущественно транслировали фанк. В развратных текстах — сплошная похоть и «слюна желаний», в музыке — минимум «черных звучаний», исключительно голый ритм с испепеляющим женским бэк-вокалом и мощным акцентом на слабую долю. В финальной композиции «Make It Right» разврат достигал пика — в чувственных призывах бить, шлепать и хлестать. Это было грязно и зрелищно, настоящая кровь с молоком. Со времен раннего Джеймса Брауна и Марвина Гэя мужской вокал еще никогда не был настолько вызывающим, «воющим» и «окутанным сексом». Тем более — в исполнении белого музыканта.

Волей случая на презентации этого альбома в Лос-Анджелесе присутствовала молодая журналистка New Musical Express и будущая рок-звезда из группы The Pretenders Крисси Хайнд.

«Я чувствовала, как мой мозг вытекает из ушей, когда невинный юноша моей мечты вышел на сцену, — вспоминает она. — Через несколько композиций он увеличил скорость, как-то криво улыбнулся и внезапно заорал: “Забирайтесь на меня, невинные телочки! Ну-ка, давайте-ка смелее! Посмотрим, чему вы здесь без меня научились!”».

Переполненный зал ходил волнами — не слишком медленно и не слишком быстро, как доктор прописал. Гормоны били фонтаном и хлестали по щекам поклонниц. И зрителям было так хорошо, что им было почти не больно — несмотря на сбитое дыхание и потерянные мозги…

К сожалению, сладостный «привет из Лос-Анджелеса» долетел до мозгов и сердец человечества только спустя несколько лет. Произошло это летом 1975 года — сразу после того, как выбранный кинопродюсерами на главную роль в байопике про фолк-менестреля Вуди Гатри 28-летний певец Тим Бакли умер от передозировки героина.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244692
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411590
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416510
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421733
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423398