Новый фильм большого американского документалиста Уайзмена — о лондонской Национальной галерее. Уайзмен специализируется на изображении институций, поэтому зажигательные лекции об алтарной живописи или о «Последнем пути фрегата “Темерер”» Тернера тут обильно разбавлены планерками и репортажами из реставрационной мастерской. С момента каннской премьеры все уже, кажется, пошутили про наблюдение за сохнущей краской («Национальная галерея» и правда длится нескончаемые три часа), но монументальный хронометраж позволяет Уайзмену показать хранение искусства как рутину, в которой, конечно, есть место мелким конфликтам и невинным провокациям (и даже балету Макгрегора), но, в общем, не большее, чем в хранящихся тут полотнах. Еще очень забавно, что, снимая фильм о репрезентации (искусства), Уайзмен дает своим героям, сотрудникам галереи, полную свободу саморепрезентации: в этом минималистическом фильме нет никаких механизмов по выявлению тайных смыслов. Он показывает лишь то, что показывает буквально: кабинетные заседания, труд реставраторов, обустройство экспозиции, зрителей, гидов, полотна и рамы.
Что смотреть на «Послании к человеку»?
7 тайных шедевров в программе питерского кинофестиваля
- . . .
- «Национальная галерея» Фредерика Уайзмена
- «Вторая игра» Корнелиу Порумбою
- «Выход рабочих с фабрики» Харуна Фароки
- «Северный вокзал» Клер Симон
- «Останки» Пьера Леона, «Фильм — это…» Густава Дойча, «Искупление» Мигеля Гомеша
- «Ближайшие аттракционы» Петера Черкасски
- «Цвет граната» Параджанова, режиссерская версия