Две мужские тени резко очерчены на фоне больших экранов. Одна из них — режиссер Лоуренс Абу Хамдан, уже много лет создающий фильмы и видеоинсталляции о военном и политическом насилии. Вторая — историк Бассель Аби Шахин, недавно издавший сборник документов и фотографий о гражданской войне в Ливане. У Басселя большая коллекция артефактов: пропагандистских постеров, монет, флагов. Кажется, что у камеры здесь только одна задача — присутствовать при косвенном повествовании о событиях сорокалетней давности. Но внезапно герой переходит от третьего лица к первому. Оказывается, что Шахин — не просто историк, доискивающийся до истины ушедших событий. Он — друз. Главное отличие этой этноконфессиональной группы — принятие доктрины о переселении душ. Вот и Шахин верит, что в прошлой жизни был погибшим солдатом Гаро, тем самым, что сейчас смотрит на него с фотографии. То есть Шахин не исследует, а вспоминает, заново переживая моменты, о которых уже, казалось, некого расспросить. Осажденное убежище, место ранения, место смерти. Фотографические свидетельства часто становятся жертвой интерпретаций: таинственность старых снимков только усиливается тем, что их жизнь длится дольше жизни участников съемки. Именно так исследуют фотографию два других фильма фестивальной программы: «Ревизия» Михаила Железникова и «Призрак» Исмаила Бахри задают найденным документам вопросы, на которые за неимением собеседника отвечают сами. Но режиссеру «В первом колене» повезло больше — даже не верящий в переселение душ зритель испытает доверие к Шахину.
Что смотреть на MIEFF-2020
Реинкарнация душ и образов, археология, архитектоника и смерть слона
- «Кладбище» (2019)
- «При прочих равных» (2020) / «Яркий летний дневник» (2020) / «Последние слова» (2020)
- «Sweeping Sweet» (2020)
- «Apiyemiyekî?» (2019)
- «Басни Вонг Пинга — 2» (2019)
- «Сейсмическая форма» (2020) / «Океан II Океан» (2019) / «Пустошь № 2. Органично, органически» (2019)
- «Касситерит» (2019)
- «Год Белой Луны» (2019) / «В отдалении» (2019)
- «В первом колене» (2019)