Я не очень люблю те ограничения, которые предлагают тематические подходы. Если говорить про квартирные выставки в целом, я вряд ли смогу предложить какой-то уникальный взгляд или оптику. Вероятно, интересно понять, для чего институциональным политикам потребовалось вписать самоорганизации в свои довольно жесткие требования к искусству, которые всегда находятся где-то между частными и государственными интересами и в действительности довольно безразличны к интересам художников. Я также уверена, что интересы художников — это не нечто единое. Они слишком разнообразны, чтобы их можно было во что-то по-настоящему объединить.
Моя история с квартирными выставками началась с осознания, что некоторые работы нежелательны в известных мне институциях, которым я могла бы их предложить. С таким утопическим ощущением я начала предлагать некоторым художницам (и художникам тоже) свои возможности в качестве публичной институции.
Пусть это сейчас прозвучало неоднозначно, но это действительно то, что происходит.
Утопия safe space тоже крайне относительна. Я далека от свежих требований слева двигаться в сторону нонконформистских стратегий. Я считаю, что это опасное лукавство ни к чему не приведет. Уже очень давно и многим ясно, что нет ничего ни внешнего, ни внутреннего, ни публичного, ни частного в кристаллизованном виде.
Наиболее известный пример так называемой дихотомии, пример с бинарностью между присутствием и отсутствием, абсолютно потерялся в мире, где существуют трансляции, прямые эфиры из сети, переговоры в реальном времени между пятью странами в разных часовых поясах в те промежутки дня, когда это удобно одним и неудобно другим.
Выставка в квартире может оказаться перформансом, artist talk, репортажем, виртуальной репликой художественной работы художника, материалом для сайта по аренде и продаже квартир — и все эти составляющие не исключают одна другую. Как говорил Младен Стилинович, «галерея — это комната».
Эта мысль не исключает того, что музеи — это просто здания, а галереи и мастерские современного искусства — это просто недвижимость, существующая также и в режиме восприятия архитектуры, звука, света, погодных условий и так далее. Присоединяюсь к пресс-релизу Арнольда в отрицании бинарности как концепции, прибавляю свое «и» к конструкции и, и, и, и...