21 июля 2020ИскусствоScience Art
174

Пять удивительных проектов science art

Как бактериальное радио и борщ из философских трактатов попали в музей

текст: Мария Пази
3 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЭдуардо Кац. Альба, флуоресцентная крольчиха© ekac.org
    Трансгенное искусство

    Каждый день в мире, которым правит информация, лавина данных разрастается с огромной скоростью: мы пишем письма и сообщения, закидываем в «облако» фотографии и документы, ученые расшифровывают терабайты генетической информации, навигаторы ежесекундно фиксируют местоположение, фитнес-трекеры отсчитывают шаги, даже какой-нибудь умный холодильник то и дело выдает пачку данных. Где и как хранить эти зашкаливающие объемы информации? В клетках живых существ есть подсказка. Ведь все, что необходимо для жизни и развития организма, — каждая молекула, реакция и программа поведения — упаковано в нить ДНК. Жизнь держится на скромном алфавите из пяти букв — A, T, G, C, U. Эти буквы — обозначения кирпичиков ДНК и РНК — азотистых оснований: аденина (A), гуанина (G), цитозина (C), тимина (T), урацила (U). Но самое удивительное — не небольшой алфавит, а то, что информация ДНК сама по себе умножается: после деления каждая из клеток получает по новенькой копии издания генов, которые бесперебойно передаются из поколения в поколение. Так что, зашифровав информацию в ДНК, мы выложим азотистыми основаниями слово «вечность». Поэтому ученые вовсю исследуют возможности записи текстовой и графической информации в ДНК. В ДНК уже смогли увековечить поэзию Гете, короткий мультфильм, альбом «Mezzanine» группы Massive Attack и даже впечатали цитату из Библии: «и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

    С библейской цитатой получилось интересно: в ДНК ее впечатал Эдуардо Кац — бразильский трансгенный художник, который вместо красок владычествует над генами. Кац трепетно следует фразе-инструкции, которую переписал в ДНК бактерии. И, когда грянул новый миллениум, Эдуардо Кац создал животное-химеру — флуоресцентную крольчиху Альбу, которой по прихоти художника вживили ген медузы. Если на Альбу посветить синим светом, она в ответ засияет зеленым. Еще одно его трансгенное создание — цветок эдуния, генетический гибрид художника и петунии. В алых прожилках цветка живет ген иммуноглобулина Каца. Это белок иммунной системы, которая позволяет организму отличать «себя» от «не себя», защищает от чужаков — бактерий, вирусов, паразитов. Но по иронии судьбы белок системы, отличающей «я» от «не я», оказался в теле чужака.

    Эдуардо Кац. Трансгенный цветок с ДНК художника в красных прожилках. Выставка-2003/2008Эдуардо Кац. Трансгенный цветок с ДНК художника в красных прожилках. Выставка-2003/2008© ekac.org

    Работы Каца — не демонстрация возможностей генной инженерии. Крольчиха Альба не просто «живая и светится». По словам Каца, Альба — это создание в искусстве диалога: два или более чувствующих существа (человеческих и нечеловеческих) обсуждают свой опыт. Смыл крольчихи — не сияние в ультрафиолете, а возможность наслаждаться обществом художественной химеры: ведь Альба, как и любой другой кролик, очень общительна. Наряду с крольчихой участником художественного произведения становятся зрители, которые вступают с ней в контакт. Вслед за зрителем и крольчихой в диалог вступают наука и искусство, этика и обсуждение — и все существует во взаимосвязи со всем. Цветок эдуния продолжает идею взаимосвязанности. Кац размышляет о непрерывности жизни между различными видами: красные прожилки цветка петунии и алая кровь, бегущая по венам человека, становятся символом общего наследия всего живого.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247272
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412694
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418092
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419970