— Последний вопрос — скажите несколько слов об экспозиции московского варианта выставки «Лоции». Насколько я понимаю, сюда войдут не только книги, но и поэтические произведения и найденные объекты?
— Выставка на Шаболовке — некий итог (надеюсь, промежуточный ☺), это мои «20 лет в искусстве». В экспозиции можно увидеть почти все мои книги художника (числом около 30), но не только. Я вспомнил и о своем уже прошедшем увлечении — создавать объекты в городском или природном ландшафте из пепла, золы, снега, мела, ткани, пластика... Эти проекты будут представлены лишь в виде фотодокументации (принты на стенах), но сюжетно они порой тесно связаны с книгами художника.
Скажем, увитый черными лентами заброшенный фонтан в Астрахани стал основой для посвященной Хлебникову книги «Дельта Вэ». А эскизы объектов на окском льду возле заброшенной водокачки в Нижнем Новгороде вошли в книгу «Каталог проекций». Саратовский «След сада» начался с изображения золой теней несуществующих яблонь сада Павла Кузнецова (тот начинал автобиографии словами «родился я в семье садовода»), а закончился масштабной мейл-арт-акцией — четыре десятка банок с саратовским яблочным вареньем были отосланы в адреса музеев, хранящих картины Павла Кузнецова, с рекомендацией «к чаю».
И есть третий слой, тоже важный для меня, — эфирный слой электронных медиа. Это анимационные ролики (о героях нескольких книг художника). Это графический звук, созданный из очертаний волжских водохранилищ или уровня Волги. Это слегка анимированные слайд-фильмы по мотивам фотографий знаменитого нижегородского светописца Максима Дмитриева.
Наконец, четвертый слой, который не будет вывешен на выставке, но будет в ее параллельной программе, — это слой поэтический. Героями, темами, проблемами он тоже часто пересекается с моими книгами художника. Скажем, Андрей Сахаров, Самуил Гмелин, Максим Дмитриев, Велимир Хлебников — персонажи и моих стихов, и моего бук-арта. Волжский каскад — тема и поэтического цикла, и серии книг художника, и музыкальной сюиты, созданной при моем скромном участии композиторами Шайдуллиной и Вдовиным.
Но книги художника — все-таки первый (и самый мощный, если говорить геологическим языком) слой выставочного проекта. А есть еще и «нулевой» слой — это объекты, сделанные не мной, но вошедшие в ткань моих произведений. Это найденные (буквально) на волжско-окских берегах странные вещи, в основном железные, которые, будучи сфотографированы, стали иллюстрациями нескольких авторских книг. Это и любезно предоставленные Политехническим музеем для выставки радиоприборы 1920-х — а тема радио меня по-прежнему занимает.
Так что выставка, по крайней мере, трехчастная. Всё вместе — как говорил Хлебников, «сверхповесть <...> из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом».
Надеюсь, что зрительское впечатление тем не менее будет цельным. И рассчитываю, что мы сможем сделать яркую экспозицию. Выставки еще и потому интересно делать, что пространство зала каждый раз по-разному расставляет акценты, иногда довольно неожиданно для самого художника. А пространство галереи «На Шаболовке» сложное и умное. Впрочем, и о тамошних экспозиционерах можно сказать теми же словами; надеюсь, и это мне поможет.