Евгений Стрелков. Третья идея. Книга художника. Шелкография на конвертах, бумаге и пленке, футляр. 2017
© Алексей Шевцов
— Плотная поверхность водного зеркала в видео к «Сиренам» действительно рассеивается тонкой штриховкой звуковых волн. Есть еще один интересный техницистский прием, который соединил в ваших книгах шрифт, контурный рисунок и засвеченные изображения с рентгеновской пленки. Как вам пришло в голову такое совмещение?
— Этот пример тоже околоволжский и тоже фаустовский... Немногие знают, что советский атомный проект разворачивался в стенах знаменитого (даже царь приезжал на паломничество в 1903 году) Саровского монастыря. Где когда-то творил свой духовный подвиг, пожалуй, самый популярный в народе русский святой Серафим Саровский. Разоренная после революции обитель успела побыть и колонией для беспризорников, и оружейным заводом, когда в середине 1940-х здесь развернули так называемое КБ-11.
Именно в саровских кельях были созданы атомная, а потом и водородная бомбы. Во время многочисленных подземных (неядерных) тестовых взрывов пошел трещинами главный монастырский храм. Собор был разобран, иконостас его утерян. «Отец» советской водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров писал в своих «Воспоминаниях»: «...именно в Сарове нам пришла “третья идея”», позволившая создать термоядерную бомбу. «Воспоминания» Сахаров начал писать в Горьком (так назывался тогда мой город), в ссылке. И, хотя он был лишен всех наград и званий, он не считал себя вправе раскрыть военную тайну, поэтому ограничился словами «третья идея». Это теперь мы знаем (все давно рассекречено), что «третья идея» состояла в том, чтобы вначале взорвать атомную бомбу, но не простую, а ту, где большая часть энергии уходит в рентген. И рентгеновское излучение мгновенно разогревает сразу весь водородный заряд, вызывая термоядерную реакцию.
Так у меня все сложилось в одно: рентген, исчезновение иконостаса, рождение водородной бомбы, Саров, Сахаров, Серафим... В книге «Третья идея» в непрозрачных бумажных конвертах лежат пленки, напоминающие рентгеновские снимки. На пленках — изображения: фигуры деисусного чина — архангелы, апостолы, Иоанн Предтеча, Богородица, но их тела словно просвечены рентгеном. Так что видны ребра, черепа, суставы, позвонки, тазовые кости... Словно сама алтарная преграда истончена до прозрачности этой вспышкой — созданием страшного оружия — или обретением надежной защиты? Трактовок тут может быть много, я встречался с разными, часто сильно отличными от авторской.