28 декабря 2016Искусство
239

Искусство: итоги года

ГЦСИ, фанера крашеная, академизация, «Животное»

текст: Сергей Гуськов
3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureТофик Джавадов. Нефтяники. 1958—1959© Музей современного искусства, Баку
    III.
    Советское искусство

    Ноябрь-декабрь прошлого, 2015-го, года был ознаменован скандалом: выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925—1945 гг.» вызвала шквал критики — собственно, за недостаточную критичность кураторского подхода. Вслед за скандалом начался очередной виток дискуссии о ценности советского официального искусства. На протяжении нынешнего года прошло несколько выставок, которые это обсуждение подпитывали: Александра Герасимова, Таира Салахова, Гелия Коржева. В новом выставочном пространстве РОСИЗО на ВДНХ с апреля по сентябрь провисела выставка, включавшая полотна художников АХРР, соцреалистов, представителей «сурового стиля», которые находились в одном пространстве с работами авангардистов начала века, нонконформистов, концептуалистов и совсем уж современных художников. Соседство это, никак не проясненное, вызывало вопросы. Официальная позиция по отношению к такому смешению — правда, в связи с другой выставкой — четко выражена директором ГТГ Зельфирой Трегуловой в интервью журналу «Баку»: «Были художники, которые выстраивали карьеру, не сдавая принципиальных позиций; были и такие, кто специально играл в особость и маргинальность. Но сейчас мы смотрим на их работы и понимаем, что все они — часть единого процесса». В РОСИЗО же просто заключили, что все это Россия: «одна страна, два стиля, три эпохи» — гласил девиз их экспозиции на ВДНХ.

    Глеб Напреенко
    критик, искусствовед, главный редактор журнала «Разногласия»

    Мы узнали, что советское искусство можно деполитизировать для того, чтобы политизировать вновь. Эти два такта — деполитизация и реполитизация — были в разной степени заметны на разных выставках. Ретроспектива Герасимова в ГИМе претендовала на нейтрально-архивный подход; на выставках Коржева и Салахова в духе риторики нового директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой прокламировалось, что они якобы снимают с нашего восприятия идеологические шоры и позволяют наконец-то «непредвзято» и «объективно» увидеть актуальность выставляемых работ. Риторика достаточно лицемерная: та же Трегулова вместе с Эдуардом Бояковым произвела бесстыднейший акт консервативной реполитизации соцреализма в выставке «Романтический реализм». На этой выставке в экспликациях к картинам Бояков запустил постмодернистскую машину ассоциативных интерпретаций а-ля шизоанализ, призывая увидеть православный дымок ладана в курящейся папиросе на картине Лактионова и восхититься романтичностью портретов Сталина. Снова та же двухтактность: сперва постмодернизм, понятый как безответственный релятивизм и деполитизация, как призыв гедонистически насладиться красотой, потом — столь же безответственная консервативная, даже националистическая, реполитизация. Маршрут, проделанный многими героями 1990-х — например, Александром Дугиным и Иваном Демидовым. Но и шире — маршрут, проделанный в целом идеологией нашего государства за последние 25 лет. Постсоветский постмодернизм, то есть идеология и практика капиталистического рынка, сработал как фермент для растворения собственных идеологических смыслов советской живописи, оставив от нее ворох нейтрализованных артефактов — которые теперь прекрасно собираются и цементируются в самые разные проправительственные высказывания. В этом смысле два последовательных такта, о которых я говорю, можно назвать обобщенно другими словами: такт неолиберализма и такт неоконсерватизма.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247231
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413883
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418429
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423615
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425218