Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. «Святая Женевьева»
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Это левая створка ныне утраченного алтаря, и демонстрируется она публике впервые после долгого перерыва, как и другие работы из ГМИИ, бывшие ранее частью собрания Готы; она недавно прошла реставрацию. Перед нами святая Женевьева, одна из самых почитаемых французских святых, заступница Парижа. Обращенный в землю палец рассказывает вставную историю — в каменистой почве она указывает на мощи святого Дионисия, другого важнейшего святого Франции. История об этом чудесном обнаружении сохранена в знаменитой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Скорее всего, заказчиком был француз. Еще одна деталь — свеча в руке святой Женевьевы — очередная отсылка к ее житию, в котором говорилось, что она чудесным образом зажгла потухшую свечу. Типологически же ее фигура на темном фоне напоминает створки дюреровских алтарей. Довольно негибкие, угловатые контуры ее платья напоминают нам о том, что в мастерской Кранаха делалась и деревянная гравюра, и здесь мы видим пример такого взаимовлияния, повторения графических приемов в живописной технике.