7 апреля 2016Искусство
299

«Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»

Путеводитель по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

текст: Василий Расторгуев
15 из 24
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    XIV
    Лукас Кранах Старший. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского» (1526) / Лукас Кранах Младший или его мастерская. «Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный» (1554)

    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж / Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Эти портреты объединены, прежде всего, одним автором, вернее, одной мастерской, но при этом показывают нам всю широту кранаховского круга общения. Слева перед нами католический кардинал Альбрехт Бранденбургский, непримиримый враг Реформации, который истреблял протестантов огнем и мечом и был сторонником в этом деле самых радикальных мер. Его портрет несколько пострадал — в особенности правый глаз — при реставрации в Эрмитаже в XIX веке. Техника перевода картин с дерева на холст, от которой сегодня все единодушно отказались, была начиная с XVIII столетия попыткой сохранить картины на досках от воздействия жуков и от других опасностей, но принесла гораздо больше вреда, чем пользы.

    А справа — несколько страдающий от кривизны своего правого уха — курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный, который был патроном Кранаха, протестантом, долгие годы его спонсировал. Он эту схватку между протестантами и католиками проиграл католикам, императору Карлу Пятому, и должен был в обозримой исторической перспективе умереть или сойти со сцены. В конце концов он уйдет в изгнание, собственно, за ним последует и Кранах Старший, оставив мастерскую на попечение младшему сыну и выступив как верный вассал своего покровителя; при этом лояльность его была штукой относительной. Кранах, как мы знаем, работал и на католиков, и на протестантов и вообще стремился сделать хороший бизнес в любой ситуации. Однако Иоганн Фридрих был им, по одной романтической полулегенде, даже спасен от смерти. История такая: будто бы Карл Пятый, император Священной Римской империи, взявший курфюрста и художника в плен, вдруг внезапно вспоминает, что Кранах когда-то рисовал его портрет еще маленьким мальчиком, и, согласно этой легенде, именно Кранаху было даровано решить, что делать с Иоганном Фридрихом: художник уговорил его простить, заменив казнь ссылкой.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247074
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413634
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418259
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423482
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425085