Обнуление/Обновление
Для меня настоящее обнуление случилось только в этом сезоне.
Не скажу, что с ним связан сплошь негатив. Скорее, наоборот. Обнуление потихоньку начинает напоминать обновление.
Если коротко, жизнь проходила между размышлением над тем, что такое метамодернизм (потому что несколько главных премьер сезона я отношу именно к этому жанру и возлагаю на него определенные надежды), и придумыванием собственных перформативных проектов.
В начале сезона случился 100-дневный марафон Всеволода Лисовского, заслуживающий анализа, но его я анализировать не могу, так как поучаствовала в нем как перформер(ка) с собственным проектом «Персефона». В конце сезон Лисовский показал трехдневный «Сквозь / Скольжение по возможностям», частью которого стал мой перформанс «Деревья среди людей». О себе и своем говорить некрасиво, но перформативный марафон «Сквозь» был придуман Лисовским так, что все участники заявляли проект заранее и выбирали в качестве исполнителей не конкретных людей, а номера (не зная заранее, у кого какой) — и одновременно обязаны были участвовать в замыслах других. То есть все были и «акторами», и зрителями одновременно. Рядом со мной оказались певица и перформерка Ню Симакина, актриса, постоянная участница проектов Лисовского Людмила Корниенко — их я знала, и они снова меня восхитили, но было много тех, кто, скажем, работает в банке или учится (не в театральном училище/вузе), — и они придумывали и воплощали то, что было интересно смотреть и в чем было здорово участвовать. Вот, например, Екатерина Балуева (она занимается пиаром и ведет соцсети театра АХЕ — простите, Катя, если путаю!) — хочется обратно превратиться в критика и написать про ее перформансы по сказкам. Или про то, как в перформансе Леши Моисеева, меняясь ролями, читали «Чайку» — на берегу озера, на берегу речки, в вагоне-ресторане etc.
Если обобщать, сегодня происходит то, на что я так надеялась, еще поступая в ГИТИС: уходят в прошлое дурацкие перегородки между цехами. Думаю, пандемия наконец ускорила этот процесс. Другое дело, что собственный перформативный опыт в конечном счете заставил меня больше ценить профессию критика. О'кей, мы три дня непрерывно показывали перформансы, но кто об этом расскажет? Кто проанализирует? Как оставить этот марафон в коллективной памяти тех, кто этого не видел?
Еще один мой личный междисциплинарный опыт связан с минским фестивалем «ТЕАРТ» — в октябре 2020 года мне довелось провести там лабораторию, участвовать в которой захотели не только критики, блогеры и журналисты, но и сценографы, режиссеры и даже одна хореографиня. На сегодня это самая интересная лаборатория в моей практике — потому что в ней не было «перегородок». К тому же белорусское искусство накопило такой потенциал, что… В общем, дай бог ему поскорее самовыразиться.
География наконец тоже обнулилась — главные премьеры сезона больше не делятся на столичные/нестоличные.
— «Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре наций. Придуманный Станиславским и кем только не высмеянный метод физических действий, оказывается, работает.
— «Человек без имени» Петра Айду, Александра Барменкова, Никиты Кукушкина, Валерия Печейкина и Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» (здесь и далее пишу создателей спектакля так, как написано в программках). В случае «Гоголь-центра» я бы приписала к ним и самого Владимира Одоевского — он же явно помогал сочинять спектакль про себя. В итоге оказалось, что поэтический театр (тоже давно похороненный) жив — мало того, его можно делать горизонтально: вот так камлать-камлать-камлать — а потом поэтическая ткань сама соткется из воздуха.
— «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова в Мастерской Фоменко и «Кармен» Константина Богомолова в Пермском театре оперы и балета. Разные спектакли, доставившие мне много сильных эмоций. Оба фиксируют момент перехода от пост- к метамодерну. Оба сильно раздражают: Крымов — первые минут сорок, Богомолову удалось продержать меня в раздражении до конца спектакля — причем так, что анализировать, зачем он это делает и почему при этом на сцене все так хорошо поют и играют, я смогла только тогда, когда спектакль кончился. Есть и еще общее: в обоих спектаклях изумительная сценография. Мария Трегубова («Моцарт…») и Лариса Ломакина («Кармен») стилистически абсолютно разные, но у них есть одно свойство: умение полностью растворяться в режиссере, возвышая его спектакль до шедевра, — и при этом не терять себя. Вместо аргумента напомню, что «Сказку про последнего ангела» Могучего в Театре наций — одну из главных удач прошлого сезона — тоже оформила Трегубова: там она полностью перевоплотилась и «стала Могучим». Но себя, как оказывается, не утратила.
— «Комитет грустящего божества» «театра post» — по этому спектаклю пришельцы из космоса смогут понять, что такое трагизм повседневной жизни землян начала второго десятилетия XXI века.
— «Децентрализация», спектакль-игра Наташи Боренко, Насти Радвогиной, Венеры Галимовой и Дины Сафиной (театральная площадка MOÑ), и «Плюс-минус спектакль» — проект фонда «Солнце внутри» и Картинной галереи Набережных Челнов, осуществленный Ксенией Шачневой, — оба события я увидела на фестивале «Театра горожан» в Казани. Вообще, в моем списке могли оказаться практически все события этого форума. Хочется написать про его «столичный уровень», но я — за децентрализацию!
— «Неформат» Анастасии Патлай и компании «Атмосферный фронт» в ЦИМе — первый спектакль на очень важную тему. Потому что никому не хочется попасть в неформат.
— «Толстая тетрадь» режиссера-педагога Татьяны Тарасовой в ГИТИСе (Мастерская Олега Кудряшова) — очень сильный студенческий спектакль. Как будто мы вернулись туда, где студенческие работы становились взрывами.
— «Три мушкетера» из серии «Библиотека приключений» в гаражном кооперативе имени Дюма. Создатели — недавние выпускники курса Крымова — Каменьковича в ГИТИСе Женя Ржезникова, Саша Дыхне, Егор Жирнов. Мушкетеры — Алиса Сельникова, Кирилл Кукушкин, Михаил Ильин-Свистунов и Владимир Комаров. Самый остроумный и красивый сайт-специфик за долгое время.
— «Страх и отвращение в Москве» Филиппа Авдеева в «Гоголь-центре». Столько драйва в одно время и в одном месте давно не было.
— «Первый атомический бомбоотражатель» Рустема Бегенова и арт-группы ORTA из Казахстана на фестивале Noname в ЦИМе. Потому что это не спектакль, а дзен-феерия.
И, наконец, «День сурка, год сурка, век сурка». Это вообще не зрелище, а текст — беседа Кирилла Серебренникова и Антона Долина, поводом для которой стал каннский показ «Петровых в гриппе». Раз уж мы говорим про обнуление/обновление, то не заметить эту беседу нельзя. Опубликовав ее, «Медуза» (иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента) неожиданно заполнила давно пустующую и даже затянувшуюся мхом нишу. Дело не только в интеллектуальном, но и в лингвистическом уровне разговора — я уже забыла, что можно так чисто говорить по-русски. Если есть понятие «интеллектуального уюта», для меня островок его обнаружился на «Медузе».
P.S. На днях открылась «Точка доступа». Наверняка что-то из того, что там покажут, станет событием. Поэтому точки в конце этого текста нет