24 июля 2020Театр
88

До и после

Театральный сезон-2019/2020 глазами критиков

4 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Хорошо темперированные грамоты»© Наталья Кореновская
    Алена Карась

    Прошлое соединилось с настоящим на множестве уровней социальной, интеллектуальной и художественной жизни, в том числе — или даже прежде всего — с помощью новейших технологий.

    1. Сначала была «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре наций. Нежданно прорвалась наружу его же интонация из конца 90-х, когда он поставил «Школу для дураков» Саши Соколова. Взяв за основу прозу Алексея Саморядова и Романа Михайлова, отлично сжатую в инсценировку Светланой Щагиной, Могучий поставил спектакль о 90-х как о пространстве памяти. Историю побега из психушки и гибели героя он превратил в эпическое сказание о самом веществе памяти, настоянном на любви и горечи утраты. Прагматичная, холодноватая фактура современного театра вдруг расступилась и впустила в себя горячую волну сострадания.

    2. Потом случились смерть Г.Б. Волчек и молниеносное назначение Виктора Рыжакова на пост худрука «Современника». Поразительная нечувствительность власти к людям театра проявилась в обстоятельствах этого назначения в полной мере. В очередной раз чиновники поставили всех — как бы это деликатнее выразить — в неприятное положение: трудно было одновременно радоваться за режиссера и возмущаться цинизмом тех, кто его так торопил. Разумеется, как и в МХТ им. Чехова, мнение труппы вообще никого не интересовало. Но там хоть сорок дней выжидали. Нехорошо это как-то, не по-человечески вышло. Тем сильнее прозвучал своей умной сценографией (Николай Симонов) и актерскими работами Виктории Толстогановой и Сергея Гармаша спектакль «Папа» в постановке Евгения Арье.

    3. Потом случился обрыв фестиваля «Золотая маска» с двумя камерными работами прошлого сезона — «Хорошо темперированными грамотами» «театра post» и «Исследованием ужаса» проекта «Квартира». Обе они развернуты в прошлое, которое нежданно становится намного ближе, чем можно было себе вообразить.

    4. Еще сильнее чувство, что прошлое слилось с настоящим, возникло на завершающем витке процесса по делу «Седьмой студии». Там уж и вовсе хотелось криком кричать от сходства, особенно когда прокурор предложил для главного фигуранта шесть лет колонии общего режима, а нехорошее чувство липкой манипуляции возникло в момент оглашения приговора.

    5. Карантин совершил невероятный прорыв в новые технологии и открыл мистический портал в прошлое и будущее. Этими возможностями блистательно воспользовались фестиваль «Точка доступа», проект «БДТ Digital» и Евгения Шерменева, ставшая продюсером великолепных читок, прежде всего — двух потрясающих пьес Марюса Ивашкявичюса: «Спящие» и «Обморок» по «Цинковым мальчикам» Светланы Алексиевич. Вообще дигитальное пространство сделало возможным новый уровень общения — кажется, что он даст театру какие-то новые средства и идеи, о которых тот даже не подозревал. Как и мы не подозревали о том, что событие спектакля возможно даже там, где публика не собирается вместе в одном зале, но, затаив дыхание и страшась опоздать, следит за происходящим из дома. Я уж не говорю о том количестве лекций и круглых столов в зуме, что провела все та же «Точка доступа».

    Благодаря переселению в сеть прошлое оказалось волнующе вписано в современность. Если говорить только об отечественных режиссерах, то меня поразили три старые работы Петра Фоменко и Анатолия Васильева в Comédie-Française — «Лес», «Маскарад» и «Амфитрион». Великолепно снятые, они оказались грандиознее, чем я о них думала, — как и те легкость, открытость, талант, что проявили в них французские актеры. Искусство, о котором мы так прочно забыли во времена социального театра, вдруг обнаружило себя в сияющей полноте.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247285
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413938
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418477
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423662
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425263