Все важные театральные и околотеатральные события, все фестивальное и лабораторное изобилие, которое по-прежнему можно наблюдать и в Москве, и по всей России, накрыло, как панцирной сеткой, серией катастроф, в каждой из которых замкнулись личное и «общественное». Уход из жизни создателей «Театра.doc» Елены Греминой и Михаила Угарова, содержание под арестом Кирилла Серебренникова, взбаламученное ударами разной степени тяжести театральное сообщество, фейсбучные ссоры и продолжение их в медийных скандалах, кадровые перемены, неожиданные жесты лояльности — все это находится в лихорадочном движении, держа в тревоге и нездоровой ажитации всех, кто имеет отношение к театру.
Взвесь из очень противоречивых поступков, реакций на них, болезненных реакций друг на друга, агрессии, провокаций и нервотрепок поразительным образом соседствует с богатой на события театральной жизнью — таков анамнез сезона-2017/2018.
От осенней «Территории» до летней «Формы» пролегает траектория года, внутри которого — очень много всего интересного, нетривиального и развивающего язык театра.
Отделить политику от искусства стало в этом году трудно, почти невозможно. Фиксируя достижения в эстетике, испытываешь странное чувство, что упущено существо дела. Одновременно, впадая в партийную истерику, жалеешь о потерянном чувстве эстетического.
В удачных статьях коллег, сопрягающих в своих отзывах эстетику с политикой, общественное с персональным, чудится правильный, точный взгляд эксперта/куратора/политика/критика, который может вывести читателя и зрителя из темноты скандала, из аполитичной амнезии, из столбняка истерики. И тогда театр, к которому действительно приковано внимание общества, представится жизненно необходимым органом, средоточием интеллектуальной и духовной жизни — это то, о чем мы так давно мечтали и вот наконец получили. «Но какою ценой», как поется в «Пиковой даме».
Ключевые спектакли
«Проза», режиссер Владимир Раннев, «Электротеатр Станиславский»
«Три сестры», режиссер Константин Богомолов, МХТ
«Му-Му», режиссер Дмитрий Крымов, Театр наций
«Три сестры», режиссер Сергей Женовач, СТИ
«Cantos», режиссер Семен Александровский, Пермский театр оперы и балета
«Индивиды и атомарные предложения», режиссер Всеволод Лисовский, лаборатория «Угол», Казань
(Последние два спектакля, формально относящиеся к сезону-2016/2017, были показаны в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска» минувшей весной — а значит, стали значительными событиями нынешнего столичного театрального сезона. — К.М.)