19 января 2015Современная музыка
147

«Пионеры звука»

Куратор Андрей Смирнов проводит экскурсию по выставке, посвященной забытым сюжетам из истории российской и мировой электроники

6 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЛев Термен, 1928
    Лев Термен и его инструменты

    Особе место в «Пионерах звука» отведено Льву Термену, и здесь представлена лишь малая толика документов и экспонатов, которую можно было показать.

    Здесь можно видеть подлинный терменвокс, построенный Терменом в середине 1960-х. Я иногда называю подобные аппараты «ГУЛАГ-терменвокс», так как первый инструмент такой конфигурации Термен построил в 1941—1942 годах, будучи заключенным ГУЛАГа и работая в «шараге». Здесь же выставлена последняя «реинкарнация» первой в мире ритм-машины «Ритмикон», впервые построенной Терменом по заказу композитора Генри Кауэлла в 1931 году. Выставленная модель собрана уже в 1960-х, когда Термену в СССР буквально приходилось собирать детали на свалках — во всем аппарате я не нашел двух одинаковых гаек, при этом инструмент на редкость живучий и находится в рабочем состоянии. Также работают и доступны для эксперимента посетителям выставки замечательный терменвокс британского конструктора Энтони Хэнка, который в конце 1980-х безуспешно пытался начать производство терменвоксов, реконструкция RCA-терменвокса и последний «Терпситон», музыкальная платформа для танцоров, которую Термен построил в конце 1970-х для Лидии Кавиной. На базе этой платформы специально для выставки создана интерактивная инсталляция, доступная для игры посетителям.

    О невероятном инженерном даровании Льва Термена свидетельствует спектрометр, построенный им на коленке — буквально, из гвоздиков и шариковой ручки.

    Здесь можно видеть гармониум Льва Термена, который я рассчитываю в скором времени восстановить: это оригинальный психоакустический аппарат, позволяющий исследовать восприятие звука человеком. Его устройство таково, что каждая клавиша имеет свой генератор, свою настройку и свой динамик. Когда берешь аккорд, звуки смешиваются не в микшере инструмента, а прямо у слушателя в мозгу.

    О невероятном инженерном даровании Льва Термена свидетельствует спектрометр, построенный им на коленке — буквально, из гвоздиков и шариковой ручки. На выставке можно увидеть подлинники отчетов Термена, спектрограммы, а также тот самый генератор синусоидальных колебаний, который Термен использовал в своем спектрометре и многих других экспериментах.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245653
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412344
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417171
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422352
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424037