Super Collection Orchestra и музыка без границ

Петербургская инди-группа мешает стили, записывает концептуальные альбомы и придумывает новые жанры клипов

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Super Cоllection Orchestra

Мы уже писали о питерском инди-поп-коллективе Super Collection Orchestra, представившем недавно новый EP «Freepop Vol. 2». Настала пора познакомиться поближе, тем более что группа явно заслуживает внимания — музыканты экспериментируют со стилями, смешивая их и приправляя порой самыми неожиданными ингредиентами. Получающуюся смесь они называют freepop'ом, то есть «свободной поп-музыкой», и звучит все это талантливо и ни на кого не похоже. Александр Нурабаев встретился с лидером группы Ником Брусковским и выяснил, как жанр freepop появился на свет, а также кто станет в будущем российской Примадонной.

Freepop означает «освобожденную музыку», то есть музыку без жанровых границ?

— Да, именно так.

— И жанрами можно жонглировать не только в рамках всего альбома, но и в пределах одного трека, как на вашем новом EP. Ты всегда следовал этому концепту или со временем к нему пришел?

— Нет, поначалу, когда началась история с Super Collection Orchestra, я предполагал делать это [перескакивать с жанра на жанр] от трека к треку, а потом решил попробовать провернуть это в пределах одной песни. Так что мы пришли к этому постепенно.

— Когда собрался Super Collection Orchestra?

Super Collection Orchestra собрался у меня в голове, еще когда я учился в школе. Так что группе как идее уже примерно 15 лет. Тогда мне нравилась разная музыка: и рок, и джаз, и любые проявления хорошей музыки. Мне хотелось все это замешать в один котел. Вот так и возник Super Collection Orchestra. Я работал с разными музыкантами еще до появления группы в том виде, в каком она существует сейчас. Это были и тверские мои друзья, с которыми мы в подвалах рубили тяжелый метал, и петербургский мальчишка Антон Во. Он сейчас работает в студии mmmesss, которая записывает аналоговым путем на ленту. Потом познакомился с Димкой Батариным (экс-гитаристом группы. — Ред.). А через некоторое время нам предложили выступать. Таким образом, у идеи появилось физическое воплощение, а дальше все уже начало само собой наращиваться.

— Как писался «Freepop Vol. 2»? В каких условиях и с каким настроением?

— У нас есть студия в Питере, которая является и нашей репетиционной точкой. Мы там трудимся практически каждый день, если не пишем, то репетируем. Единого настроения не было, так как музыка вся очень разная и писалась под разными чувствами, разными допингами и прочими дополнительными влияниями.

— Вы только что выпустили первый русскоязычный альбом. Еще не так давно в одном интервью ты говорил, что «в музыке на родном языке говорить сложнее. Надо грамотно сочинять строчки, ответственности появляется больше, и ты уже меньше музыкант». Что ты имел в виду и что изменилось?

— Ничего не изменилось. А имел в виду то, что когда ты поешь на английском языке для толпы, то половина аудитории его не знает, а другая, которая в принципе знает, не готова различать языковые нюансы во время моего пения. Чаще всего они обращают внимание на мелодию, на мой голос. К тому же у меня есть свой freepop-язык. Ему меня обучила мама и называла его «австро-венгерским». Сейчас он трансформировался во freepop-язык. Это своего рода текстовая импровизация, когда ты берешь знакомые слова и нанизываешь их друг на друга прямо во время исполнения. Тут даже важнее не то, что ты хочешь сказать (поскольку чаще всего получается полная бессмыслица), а то, как ты это говоришь. А на русском языке слово отчетливо звучит в ухе у слушателя, и ты в некотором смысле обнажен перед аудиторией. Слово сильнее откликается у слушателя, и по его реакции сразу видно, прет его или нет, попало слово куда надо или нет.

© Super Cоllection Orchestra

— Ты говорил, что в процессе работы над альбомом было прослушано много русской музыки — от групп Ленинградского рок-клуба до попсы 90-х, но особенно ты выделил Сергея Курехина и Земфиру. Почему именно эти артисты? Что ты взял от каждого из них?

— Сергей Курехин — это мой внутренний камертон, к которому я всегда прислушиваюсь при принятии решений. А Земфира — это артистка, которая с самого детства умела меня и возбудить, и довести до слез, причем одновременно. Она однозначно оставила сильный отпечаток на моем восприятии музыки и моем сочинительстве. Помимо этого мы слушали много разных других групп: и «Странные игры», и «Аквариум», и «Телевизор», и много другой хорошей музыки. Я очень люблю авангардный джаз, и поэтому трио Ганелина — обязательный и частый гость в моем домашнем CD-плеере.

— Вы пишете песни всем коллективом?

— Именно так. Иногда кто-то приносит уже практически готовую вещь, а иногда мы джемуем, и в этом случае очень важно различить из часа импровизации те две-три минуты, над которыми надо дальше работать и превратить их в песню. Мы действительно придерживаемся коллективного метода работы, и, даже если у песни есть конкретный автор, мы всей группой ее меняем, поворачиваем в разные стороны. У каждого из нас имеется свое видение, и мы друг к другу прислушиваемся.

Сергей Курехин — это мой внутренний камертон, к которому я всегда прислушиваюсь при принятии решений.

— Как я понял, за музыкантами не закреплены конкретные функции? Все играют на всем?

— В большинстве своем — да. Хотя очевидно, конечно, кто основной солист. И это, наверное, единственная четкая роль в группе.

— Ты играешь на клавишных, гитаре и ударных?

— Я более всего ударник, могу зажать пару аккордов на фортепиано и пару аккордов на гитаре. Но этого мне достаточно для того, чтобы подыграть себе во время исполнения.

— Принято считать, что одновременно отбивать ритм и петь очень сложно.

— Это как совмещать внутри себя две личности. Низ (барабаны) — это один человек, верх (вокал) — это другой. И надо, чтобы они внутри тебя уживались. У меня это получается.

— Вы концептуально подходите к оформлению релизов. В частности, существует некая «цветная» серия, которая должна составить своеобразную радугу.

— У нас есть две линии повествования. Одна — это freepop-сборники, другая — это цветные альбомы. На сборниках музыка разная, никак между собой не связанная. В ней мы выражаем все свои полярные музыкальные идеи. Цветная линия повествования — это как раз таки концептуальные альбомы, где от первой секунды и до последней идет какая-то история. Как было на [альбоме] «Red» и как будет на следующем альбоме из цветной серии, над которым мы уже работаем.

— Недавно вышел драйвовый клип на песню «Поезд в огне». И хотя этот безумный панк-номер прекрасно вписывается в концепцию freepop'a, те, кто вас откроет по этому треку, могут быть обескуражены.

— Так и было задумано. Нам эта простая панк-песня с криками и орами была нужна, как торчащий локоть. Нужно подчеркнуть собственно freepop. Если мы будем играть похожие друг на друга песни, то зря мы тогда назвались таким образом. А по поводу «Поезда в огне» хочу сказать, что это не совсем клип: скорее, home video, которое вписывается в клип, а не клип, сделанный по принципу home video. Это важно различать. Это просто угар, который был преподнесен в СМИ как клип, но между собой мы считаем, что это был просто классный день, оказавшийся запечатленным на пленку.

— Песня звучит так, будто была сочинена чуть ли не за пять минут.

— Так и было. Только первоначально песня должна была называться «Вышел месяц из тумана». Я как-то вспомнил, что в детстве была такая считалка, и решил, что, если положить ее на музыку, она может стать вирусной. Я, может, в дальнейшем так и сделаю. Но я всех быстро заколебал, пока пел без конца «вышел месяц из тумана», а потом стал петь «этот поезд в огне, но нас в нем нет», и из этого всего начала вырисовываться песня.

— По вашим словам, клип снимался с большими приключениями — авария, бегство от полиции и охранников. А также — цитирую — «после съемок клипа и неудачной попытки разбить головой стекло» от вас ушел гитарист. Можно на этом месте поподробнее?

— Мы все трюки пытались сделать сами, без каскадеров, и это повлияло на то, как в дальнейшем у некоторых из нас начала работать соображалка. Каким-то образом это связано с уходом Димки (смеется). Это я шучу, конечно. Я не могу говорить за него — это, скорее, мое предположение. Только сам Димка может сказать определенно.

— Кого вы взяли ему на замену?

— В данный момент мы играем с разными музыкантами. Последние концерты мы играли с Петей Разумовским из Junkyard Storytellaz. Нам нужен сумасшедший, молодой, тот, у кого много энергии и кто готов отдать часть своей жизни и своего времени Super Collection Orchestra, за что «Оркестр» ответит ему взаимностью.

— А сколько уже лет группа выступает?

— Около трех-четырех лет. Состав собирался постепенно. Сначала мы с Димкой Батариным выступили на концерте наших друзей. Всем все понравилось. Стали поступать новые предложения насчет выступлений, и мы взяли Олежку (басиста Олега Каюка. — Ред.), который постоянно крутился рядом. Сейчас он играет в группе «Последняя вечеринка». В формате трио мы отыграли около года, а затем нам понадобился более сильный музыкант; мы расстались с Олегом и пригласили Даню (Даниила Романовича. — Ред.). И с ним мы до сих пор играем. У нас даже есть отдельная дуэт-программа, где все повязано на драм-машинках и синтах. Сейчас, после ухода Димки, у руля остались мы с ним.

© Super Cоllection Orchestra

— Признание пришло к вам довольно быстро. Два года назад ваше имя уже было на слуху — в Питере уж точно. Вас подписал лейбл Ивана Дорна «Мастерская».

— Да, за год мы этого добились. Сначала играли для друзей, потом для друзей наших друзей, потом для друзей наших друзей и их друзей и так далее. Людям нравилось то, что мы делаем, и до сих пор это так и идет. Снежный ком, что катится с горы, становится все больше.

— Не каждому молодому коллективу, играющему небанальную музыку, удается за такой короткий срок относительно неплохо раскрутиться. В чем причина?

— Нас прет от того, что мы делаем. И мы делаем это честно, а люди это чувствует. Конечно, важную роль играет то, что мы, как ты выразился, «жонглируем стилями». Людям нравится, когда на одном концерте они могут много раз удивиться.

— Хочу поделиться своими наблюдениями, а ты как представитель Петербурга меня поправишь. Со стороны мне кажется, что за последние два-три года в Питере сформировалась довольно представительная условно андеграундная тусовка. В нее входит ряд талантливых коллективов, которые находятся в очень тесном контакте — все друг друга знают, дружат, участвуют в одних и тех же мероприятиях, записываются вместе, ходят друг к другу в гости, выпивают и тусуются. Вы, Junkyard Storytellaz, Underhood, Саша Клокова, Saint Rangers и многие другие. Напоминает Ленинград 80-х. Насколько я прав?

— Тусовка определенно есть. Я периодически бываю на таких слетах, но очень редко, потому что мы очень много работаем в студии. Если раньше историй из серии «давайте все соберемся, покурим, побухаем, поболтаем и потрахаемся» было много, то сейчас этого очень мало. Но в редких случаях моего выползания в тусовки я реально наблюдаю, что такая коммуна действительно существует и разрастается. Думаю, что на наших глазах это во что-то превратится.

© Super Cоllection Orchestra

— Кого бы ты выделил из этой компании? Кто может выстрелить?

— Думаю, что есть перспективы у каждого из этих проектов, поскольку они несут нечто большее, чем музыка, а это нужно сейчас людям. Это некий закрытый клуб, в который все хотят попасть. Хотя он не настолько и закрыт. Мне сложно кого-то выделить конкретно: всех ребят я знаю лично, и отрешенно, со стороны, кого-то оценить довольно сложно. Желаю удачи каждому из этой банды. Правда, я сейчас не вижу примеров того, чтобы группа выстрелила быстро. Мы с тобой за кадром обсуждали, что нужен удачный трек, после которого дела могут пойти в гору. У нас у всех какая-то проблема с удачным треком — хиты не пишутся.

— В сети есть тизер клипа на вашу с Тосей Чайкиной песню «Flowers». Я так полагаю, скоро появится и само видео?

— Это не тизер клипа. Это такой новый жанр видео для Instagram, который мы придумали и толкаем в массы. Это минутные видеоролики, их снимают разные режиссеры-операторы. На одну песню может быть снято сразу несколько роликов. Например, на [песню] «Не бойся» на припев один ролик сняла питерская девушка Настя Стобнева, а на куплет уже другой ролик [сняла] московская девочка Катя Королева. Мы устраиваем такую мешанину, которая должна вылиться в большой-большой альманах, а он со временем будет расширяться дальше. Так что помимо выпуска альбомов у нас в планах — задействовать как можно больше людей, неравнодушных к камере и придумыванию сюжетов, чтобы они снимали кучу видео к нашим песням, которые уже вышли или выйдут. Так что это не тизер, а уже готовый продукт.

— Судя по всему, ты в теплых отношениях с Тосей Чайкиной. Расскажи о ней. Как ты с ней познакомился?

— С Тосей я познакомился на джемах в клубе Union. Мы сразу же нашли общий язык, затем встретили вместе Новый год, молниеносно влюбились друг в друга. Затем молниеносно перевлюбились в кого-то другого, но наши с ней отношения оставили след уже на музыке. Наши совместные песни — детки этих отношений. И думаю, что мы еще придумаем много чего интересного. Я Тосю очень люблю и уважаю как артиста. Пока ее карьера идет по такой траектории, которая должна привести ее к статусу Примадонны нашей страны (если, конечно, она с этого пути не свернет). Да, Тося — это будущая Алла Борисовна Пугачева.

— Вы уже играли за рубежом?

— Мы играли в Таллине на фестивале Tallinn Music Week, в Финляндии на фестивале Mitäs Mitäs Mitäs и вроде еще где-то, но я уже не помню где. В этом году, мы надеемся, будет много зарубежных поездок. Шел разговор про фестиваль в Англии, так что мы подаем заявки и ждем ответа. Очень хочется посмотреть, как тамошняя аудитория реагирует на выступления артистов. Она совершенно другая и сильно отличается поведением от публики у нас, в Петербурге или Москве.

— Английские промоутеры вас заметили на Tallinn Music Week?

— Да, там было много нужных людей. Спасибо Степану Казарьяну за то, что он нам это устроил. Поэтому мы ждем официальных приглашений.

— Закончилось десятилетие, достаточно насыщенное для российской музыки. На твой взгляд, что будут слушать россияне в новом десятилетии или в ближайшие пару лет?

— Не назову конкретных имен. Но так как всеми силами отстаиваю жанр freepop, то, конечно же, мне важно, чтобы в новом десятилетии было много freepop'а. И, может быть, он возглавит хит-парад и займет умы молодежи. Для меня это очень важно, и я положу на это все здоровье, силы и время. Так что поживем — увидим.

24 февраля Super Collection Orchestra выступает в московском баре «Ровесник».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244321
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411212
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416195
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421385
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423068