Starcardigan и покорение Китая

Группа из Владивостока пишет «сихотэ-алиньское электро» на русском языке и успешно гастролирует по Китаю

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Starcardigan

Владивостокский квартет Starcardigan только что выпустил дебютный альбом «Zhele», записанный в стилистике «сентиментальная танцевальная музыка», или «сихотэ-алиньское электро». Starcardigan поют по-русски (хотя это не всегда понятно), при этом успешно гастролируют по Китаю — группа дала уже 30 концертов за три тура и не собирается на этом останавливаться. COLTA.RU поговорила с вокалистом группы Иваном Сосновцевым и ее менеджером Павлом Лопатиным о том, что они думают о перспективах российской музыки в Азии, и о том, что происходит с музыкой во Владивостоке.

— Я помню группу Starcardigan по одному из первых V-ROX, тогда вы были еще дуэтом. Теперь вас четверо. Как изменились концепция и музыка группы?

Иван Сосновцев: Изменилось если не все, то очень многое. В первую очередь — наконец-то это зазвучало так, как хотелось. Однако осталось главное — это простой и доступный термин «сентиментальная танцевальная музыка», объясняющий все емко и эстетично. Вообще момент стиля, эстетики, придуманной нами, очень важен. Ничего нельзя делать мимо него. Starcardigan — это сихотэ-алиньское электро, кораллдэнс и грув Бога. Конкретных героев для нас нет, хотя вернее сказать — их очень много и оттого неправильно будет кого-то выделять. Нам близки и эстетика french touch, и немецкое техно, и британский неосоул, например. Наш клавишник — японист и фанат музыки этой страны. Все это перемешивается, обдумывается, перемалывается — и на выходе получается такое что-то модное и русскоязычное. И очень харáктерное. В этом видны, так скажем, «персональные яйца». Это звучит узнаваемо. Глупо открещиваться от актуальных музыкальных тенденций, они для нас важны и близки.

— Как фестиваль V-ROX помог в развитии группы?

Сосновцев: V-ROX — это такой толчок для тех, кто хочет быть подтолкнутым. Вообще все началось с того момента, как мы стояли у моря возле баржи и пили пиво, а к нам подошел Илья Лагутенко и говорит: «Ну что, мол, делаем? Двигаться дальше думаем?». Я что-то промычал в ответ. И вот начал, собственно, двигаться. Вообще благодаря V-ROX наш не искушенный большими и крутыми привозами город выхватывает на три дня самый сок — крутые европейские и азиатские электронщики, качественные зарубежные рок-группы и прочее. Все это начинает бурлить, и люди прокачиваются, учатся смотреть на музыкальный мир шире. Ну это я про широкие массы говорю. У нас-то с этим вроде проблем нет. Мы смотрим и учимся постоянно.

Витас и Starcardigan — это исключение.

— Вы съездили в три гастрольных тура по Китаю. Как вы их организовывали? Как китайцы реагировали на вашу музыку?

Павел Лопатин: Идея освоения китайского музыкального рынка появилась аж в 2009 году, после моей годовой стажировки в Пекине. Много было попыток прорваться туда, по разным причинам этого не получалось. Понятно, что кроме качественного музыкального содержания артист или менеджмент артиста не должен забывать и об объективном понимании контекста и условий своих перспектив. Владивосток очень далеко от музыкальных центров России, и пока до них доберешься... возможно, под конец карьеры и случится задуманное. Поэтому для нас логичнее придумывать альтернативный вектор движения и отталкиваться именно от этого, использовать свои географические преимущества.

Во многом, конечно, помог V-ROX. По крайней мере, дал возможность воочию увидеть, как работает вся система, признаться, вдохновил и придал сил после ряда неудач. Мы не растерялись и взялись за это с полной самоотдачей. Как и Илья Игоревич Лагутенко, я окончил Восточный институт, языковой барьер отсутствует. Звонил, спрашивал, договаривался. Со Starcardigan Китай мы освоили еще не в той степени, в какой хотелось бы. 20 городов и около 30 концертов за три тура — не предел. У нас много планов, и есть еще тысячи мест, где мы не были, но обязательно будем. Из важнейших можно отметить крупнейший китайский фестиваль MIDI Festival, Nu-art Festival в городе Чэнду, City Park Fest в Пекине.

Видеохроники китайских гастролей Starcardigan легли в основу их клипа «Birdie»:

— Вы собираетесь адаптировать свою музыку, учитывая открывающуюся перспективу на китайском рынке?

Лопатин: Еще в Корее, когда я увидел Starcardigan в первый раз, мое чутье мне подсказало, что эта музыка не нуждается в адаптации, она на удивление универсальна. Конечно, мы будем экспериментировать с языком, но, как подсказал опыт, все это не критично. Китайцам нравится, что мы делаем, иначе трех гастролей бы не получилось. На очереди четвертые.

Сосновцев: Вообще у нас очень важна именно фонетическая часть в словах. Я подбираю сочетания, звуки, слова так, что они звучат универсально и уместно. Без свойственной русскому языку некой грубости, вот этих всех «р», «п», «щ» и так далее. Это слушается условным китайцем так же, как, например, ты слушаешь какую-нибудь крутую песню на английском, не понимая ничего (если, конечно, не владеешь языком), но тебе нравится.

— Каковы вообще, на ваш взгляд, шансы у российских музыкантов в Азии? Может ли Китай, например, системно и массово слушать российскую музыку, как мы слушаем американскую, английскую или украинскую? Что для этого надо делать музыкантам и, возможно, государству?

Сосновцев: Затрудняюсь ответить по поводу китайских перспектив для российских артистов. Китайцы смотрят в сторону Европы и США. Вряд ли русский язык будет там популярен. Витас и Starcardigan — это исключение. А русскоговорящее население на свой концерт смогут собрать только состоявшиеся и очень популярные в России артисты. Но пробовать все равно надо. Как и везде, китайский музбизнес непредсказуем, работать надо.

Это очень грустная история — по части государства. Практически везде есть госпрограммы или еще что-то, благодаря которым музыкантам оплачивают билеты на фестивали хоть на краю света. У нас же по-прежнему помогают только народникам да балалаечникам. Это, конечно, хорошо, но в каком году мы, блин, живем? Разве это лицо современной русской музыкальной культуры? Нет! К сожалению, на государство рассчитывать вообще не стоит. Все сам, все сам.

© Starcardigan

— Что сейчас происходит во Владивостоке по музыкальной части? Появляются ли новые клубы, лейблы, группы, виниловые магазины? Как существование фестиваля V-ROX влияет на жизнь в городе?

Сосновцев: Владивосток здесь уникален тем, что у нас эта культура новой музыки очень развита. Есть крутые группы, играющие почти каждую неделю, но при этом широкому слушателю вообще неизвестные. Но присутствует некая дальневосточная леность и расслабленность. А также снобизм. Поэтому движение-то есть, но оно очень узкое и повернутое само на себе. У нас много площадок для живых выступлений, и на душу населения их даже больше, чем условно в 30-миллионном городе Чунцин в Китае. Лейблов как таковых нет, но крутые фестивали и сольники проходят постоянно. Эта «культурка» потихоньку становится культурой. Во многом это существует благодаря Starcardigan, как бы это ни звучало. Что касается V-ROX, опять же это такая бомба, которая взрывается в конце августа уже четыре года подряд, и город от нее отходит ой как нескоро. Город живет музыкой, вот этой тусовкой, происходит консолидация и музыкантов, и слушателей, начинается эдакий музыкальный Вавилон, и он прекрасен.

Вы будете участвовать в V-ROX-2017? Какие еще планы на год?

Сосновцев: Если возьмут — то будем, конечно. Но, я думаю, помешать этому вряд ли что-то сможет. Знаешь, насчет планов — это такая вещь очень тонкая. Некрасиво утомлять людей своими амбициями. Отвечу так: писать хорошую музыку, играть много концертов, ездить в туры и наконец-то добраться до столиц, чтобы показать вам сихотэ-алиньское электро. Уверен: публика на лайве «распадется на атомы», и всем будет хорошо.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245221
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412043
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416895
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422097
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423737